Исследование eWeek показало, что разработка мобильных приложений медленно движется на второй передаче, ожидая появления стандартной отраслевой платформы
Корпоративные сотрудники всех рангов редко покидают свой офис без мобильного устройства в руках. Вот только несмотря на широчайшее распространение карманных клиентов их владельцы используют лишь малую толику имеющихся возможностей, что во многом объясняется отсутствием стандартной отраслевой платформы для разработки мобильных приложений.
При таком положении вещей многие корпорации выбирают один из двух путей, который считают лучшим для себя. Они могут либо стандартизировать один-единственный тип подобных устройств в пределах всего своего предприятия и преднастроить их силами своего ИТ-подразделения, либо ограничиться контентом для браузеров и Web-интерфейсами для сервисов, которые будут доступны с любых мобильных клиентов.
Если предпочтение отдается однотипным устройствам, то это чаще всего BlackBerry фирмы Research In Motion. Такой результат был получен в ходе эксклюзивного опроса читателей eWeek, проведенного службой Ziff Davis Enterprise Editorial Research. Выяснилось, что подобным путем гораздо чаще идут крупные предприятия, чем небольшие. При этом они либо выбирают в качестве платформы разработки единственное устройство и делают его фактическим стандартом, либо приобретают пакетированные мобильные приложения для избранного типа клиентов.
“Но для эффективного использования таких приложений необходимы серьезные инвестиции, а их могут позволить себе лишь богатые корпоративные структуры, — предупреждает аналитик из фирмы Gartner Билл Кларк. — Большинству же средних компаний остается довольствоваться браузерным подходом”. По его оценкам, основная доля рынка разработки мобильных приложений принадлежит устройствам на базе Microsoft Windows Mobile, а за ними следуют BlackBerry. А вот читатели eWeek, как выяснилось в ходе опроса, в качестве корпоративной платформы чаще всего выбирают BlackBerry, мобильной же Windows досталось второе место.
Браузерные приложения для конкретных устройств, как считает аналитик IDC Стефен Дрейк, способны удовлетворять запросы пользователей лишь до тех пор, пока поддерживается стабильная беспроводная связь и обеспечивается малое время отклика. “Отношение к браузеру на мобильных устройствах сегодня весьма осторожное, — поясняет он. — В первую очередь из-за неравномерности покрытия беспроводной связью. Более того, даже на настольных системах с широкополосным подключением пользователи предпочитают работать с автономными приложениями, а не через браузер. Что же тогда говорить о мобильных?”
В такой ситуации многие организации решают выжимать максимум из браузерного подхода до тех пор, пока на свет не появится стандартная платформа разработки приложений. На эту роль вполне могут претендовать и Android, создание которой спонсирует Google, и Open Handset Alliance, и Symbian OS, уже используемая на телефонах Nokia, и Apple iPhone SDK (Software Development Kit — комплект разработки ПО).
Два пути
Оба подхода к разработке приложений для мобильных устройство активно изучает сейчас корпорация Chrysler. С этой целью здесь реализуются два проекта, один из которых предполагает опору на браузеры, а другой — создание приложений для конкретных устройств. Браузерные программы размещаются на аппаратно-независимом портале и в первую очередь предназначаются для сотрудников дилерских компаний, типы мобильных устройств у которых, вполне естественно, крайне разнообразны. Доступ к этим ресурсам открывается с ноутбуков, а также наладонников Palm, BlackBerry, коммуникаторов и других карманных устройств. “Как бы далеко ни находился продавец-консультант от своего офиса, он в любой момент, даже во время поездки на автомобиле, может ответить на вопрос потенциального покупателя, — отметил менеджер центра стратегии и обучения Chrysler Боб Хойер. — Весь контент пропускается через фильтр XSL [Extensible Stylesheet Language — расширяемый язык стилевых таблиц], где преобразуется в формат, пригодный для соответствующего конечного устройства”. Первоначально это приложение Chrysler создавалось для стационарных клиентов, поэтому его приходится адаптировать к мобильным устройствам. На сегодняшний день новинка проходит опытную эксплуатацию, по завершении которой, по словам Хойера, она сможет обслуживать около 200 тыс. пользователей из 5000 дилерских компаний.
Вторая крупная инициатива Chrysler ориентирована на применение BlackBerry — именно этими карманными устройствами пользуются сотрудники отдела технического обслуживания корпорации при выезде к дилерам. Созданное в рамках этого проекта приложение позволяет работать как с текстом, так и с изображениями. Его главная задача — предоставить разъездным агентам так называемую “книгу знаний” Chrysler, содержащую сравнительные данные о продукции конкурентов, технические характеристики предлагаемых автомобилей и передовые методики работы. Таким образом, сотрудник корпорации при разговоре с дилером имеет под рукой всю информацию, которая только может ему понадобиться. “Нашему разъездному агенту ничего не стоит получить все необходимые сведения прямо в своей машине на пути к дилеру”, —пояснил Хойер. Раньше же, вспоминает он, зачастую случалось так, что придя в дилерскую компанию, сотрудник чувствовал себя совершенно безоружным лишь из-за того, что там не оказывалось надежного подключения к Интернету.
Над построением нового приложения Chrysler трудится совместно с Latitude Consulting Group, используя для этого основанную на J2ME (Java 2 Micro Edition) среду разработки BlackBerry и созданные фирмой Ektron программные средства управления Web-контентом. После полного развертывания системы, которое намечено на IV квартал, она сможет обслуживать 500 разъездных сотрудников.
С той же проблемой, что и Chrysler, столкнулась при разработке мобильных приложений General Motors. “Что выбрать: стандартизацию устройств или структуру универсального подключения? — вопрошает главный системотехник и инженер этой корпорации Фред Киллин. — На сегодняшний день мы реализовали первый путь”. С этой целью General Motors снабдила своих сотрудников устройствами BlackBerry с программами мгновенных сообщений, электронной почты и телефонии, календарями и Web-браузерами. Но в отличие от многих других организаций автомобильный гигант решил пока ограничиться лишь базовыми функциями.
“Нам вполне достаточно нескольких Web-приложений, поэтому мы не вкладываем средства в развитие среды BlackBerry и не покупаем для нее дополнительных приложений, — пояснил Киллин. — Нам нужны такие программы, которые можно оперативно переносить с одного устройства на другое. На быстро меняющемся рынке очень важна полная свобода действий. Так что на ближайшую перспективу нашим основным средством останутся Web-приложения”.
Одна из таких программ, которую в корпорации называют “поисковиком людей”, представляет собой корпоративную телефонную книгу, помогающую сотрудникам GM поддерживать контакт друг с другом. Созданное для персональных компьютеров, это браузерное приложение было затем перекомпилировано для работы с BlackBerry. Экспериментирует General Motors и с пакетом Cognos, мобильный интерфейс которого со временем собирается перенести на BlackBerry.
В целом же Киллин не торопится принимать серьезные решения в этой области до тех пор, пока не стабилизируется ситуация на рынке. “Мы не упускаем из виду никаких устройств, будь то iPhone, Symbian OS или Android, — утверждает он. — Все они совершенствуются, а наши сотрудники требуют от такой техники все большего. Возможно, их сможет удовлетворить Android, но... Поживем — увидим”.
Лучшее еще впереди?
Осторожность в отношении разработки мобильных приложений наблюдается не только в автомобилестроении. Примером тому может служить финансовая компания Fidelity Investments, имеющая многолетний опыт поддержки своих разъездных сотрудников с мобильными устройствами, — все начиналось здесь еще с пейджеров в 90-х годах прошлого столетия. Когда же появились мобильные браузеры, Fidelity быстро адаптировала к ним свою систему мобильной связи с инвесторами под названием Fidelity Anywhere.
“Сейчас нами используется технология распознавания мобильных устройств, — рассказал руководитель отдела беспроводной связи Fidelity Джозеф Ферра. — Благодаря этому нам известен не только сам факт, что мы работаем с мобильным браузером, мы знаем и тип устройства, включая размер его экрана и раскладку клавиатуры”.
Для распознавания браузеров и устройств финансовый гигант разработал собственное приложение, которое стало дальнейшим развитием прежней пейджинговой поддержки. Сейчас оно позволяет работать с устройствами RIM и Palm, а вскоре этот список пополнится еще смартфонами и коммуникаторами.
Добившись уникально гибкой поддержки разнообразных браузеров, Fidelity не стала заниматься приложениями для конкретных устройств. “Мы подумывали о том, чтобы сделать это на базе J2ME, но слишком уж сложным оказалось сопровождение таких приложений”, — пояснил Ферра.
Небольшие фирмы, как и их крупные собратья, тоже зачастую отказываются от идеи создания собственных мобильных приложений. Многие из них вполне удовлетворяются теми возможностями, которые уже предлагает устройство.
Например, компания по операциям с недвижимостью Goldrich and Kest, управляющая 130 многоквартирными домами и двумя морскими вокзалами в Сан-Франциско, снабдила своих менеджеров карманными компьютерами BlackBerry. С их помощью сотрудники могут открывать и читать документы форматов PDF и Microsoft Word, работать с файлами Excel — все это заложено в само устройство. “Мы пользуемся только тем, что там уже есть, — отметил менеджер этой фирмы Боб Латербах, участвовавший в опросе eWeek. — Ведь на выезде нам не нужно редактировать файлы, достаточно читать их”. На сегодняшний день BlackBerry есть у 31 сотрудника Goldrich and Kest, а еще 19 обзаведутся ими в ближайшее время.
Сходную историю мы услыхали и от другого участника опроса — ИТ-директора муниципалитета города Хикори Джеффа Бриттена. Здесь BlackBerry получили 30 сотрудников, которые пользуются ими только для обмена электронной почтой. От разработки более сложных приложений правительство города пока воздерживается. Конечно, признает Бриттен, кое-кому пригодилась бы и GIS (Geographic Information System — географическая информационная система), скажем, чтобы узнавать места расположения светофоров, смотровых колодцев или пожарных гидрантов, но для таких целей, по его мнению, лучше подходят ноутбуки с мобильными модемами, а не карманные устройства.
“BlackBerry — отличный наладонник, прямо-таки незаменимый для поддержания связи, но для всего другого он слишком мал, — утверждает Бриттен. — В будущем, может быть, ему на смену придут планшетные ПК”.
Сервисы с определением местоположения, о которых упомянул Бриттен, стали весьма привлекательны для пользователей после того, как многие производители сотовых телефонов начали устанавливать в свою продукцию микросхемы GPS (Global Positioning System — глобальная система позиционирования). Так, в частности, считает независимый консультант и партнер eWeek Фрэнсис Рейбак. Он напоминает о недавнем соглашении между Apple и Skyhook Wireless Wi-Fi Positioning System, в рамках которого планируется оснащение iPhone и iPod Touch приложением Maps. Когда это произойдет, владельцы таких карманных устройств получат возможность быстро находить “горячие точки” Wi-Fi.
Что же касается вездесущего BlackBerry, то Рейбак, целиком и полностью признавая его широчайшие возможности, вместе с тем жалуется на их слабое использование. “На BlackBerry нельзя смотреть лишь как на клиент электронной почты, — уверен он. — Этого малыша можно применять в самых разных целях, а вешать на него только почтовую переписку — настоящее расточительство”.
А тем временем появляются все более новые и функциональные платформы, потенциал которых, возможно, так никогда и не будет полностью реализован. Вот что сказал по этому поводу Кларк из Gartner: “Маятник двигался в сторону RIM и Microsoft до тех пор, пока не появились iPod. Теперь новое дыхание рынку придает iPhone, а на горизонте уже брезжит Android”.