Слухи о Vista сильно отличаются от реального положения дел, но надо сказать, что эта ОС, по мнению аналитиков, развивается очень неплохо
Пока еще VAR-продавцы не начали “петь славу” Windows Vista. Честно говоря, Vista не стала революционной ОС и не изменила мир ПО, она также не стала повсеместно распространенной, как ожидали некоторые аналитики. И все же, если поставщики решений дадут Vista еще один шанс, ее “песня” может зазвучать совсем по-иному.
В апреле 2008 г., через год после выпуска первого релиза Vista, выступая в Токио, Билл Гейтс сказал, что продано уже 140 млн. экземпляров этой ОС, что доказывает, что она продается “с нарастающей скоростью”, превышающей ту, с которой в свое время, через год после выпуска, продавалась Windows XP.
Майкл Черри, старший аналитик независимой компании Directions on Microsoft, считает, что нет никаких оснований сомневаться в словах Билла Гейтса, поскольку корпорации Microsoft нет никакого смысла “искажать цифры продаж или играть словами”. Но Черри при этом напоминает, что распространение XP тоже было разочаровывающим до тех пор, пока не был выпущен Service Pack 2.
“Они сравнивают старт Vista со стартом XP, но все забыли, что старт ХР был достаточно медленным”, — подчеркнул Черри.
Исследовательский отчет IDC, выпущенный сразу после выхода Service Pack 1 в феврале 2008 г., показывает, что распространение Vista идет не так плохо, как считает общественное мнение. IDC предсказывала в октябре 2006-го, что потребительские продажи Vista в 2007 г. будут составлять 34% от общих продаж клиентских ОС Windows (client operating environment, СОЕ), а продажи бизнес-версий Vista составят 22% от общих продаж СОЕ.
Реальные цифры -- в соответствии мартовским отчетом IDC 2008 “Прогноз продаж СОЕ Vista на 2008--2012 гг.: Vista набирает ход” (“Worldwide Windows Client Operating Environments 2008—2012 Forecast: Windows Vista Momentum Picks Up Steam”) аналитиков Элла Гиллена и Бретта Волдмана -- совсем не так далеки от прогнозов. Потребительские продажи Vista составляют 36% от всех продаж в 2007 г., а продажи бизнес-версии составили в 2007-м 18% от всех продаж Windows COE.
К этим результатам нельзя относиться пренебрежительно, но все же они не соответствуют мифу о том, что всю свою деятельность корпорация Micrososft будет выстраивать вокруг Vista. Как пишут авторы отчета IDC, “PR-машина Microsoft завышала свои ожидания ради благородных целей”. Однако огромная база установленных продуктов Microsoft, наличие большого числа приложений, лучше работающих с XP, чем с Vista, и ограниченные возможности канала достаточно быстро “приземлили” скорость внедрения Vista на уровень предыдущих продуктов. В отчете IDC говорится, что “всемирного безумия, как это было десять лет назад с Windows 95, на сей раз не случилось”.
По мнению Черри, это не удивительно. В прошлом обновление ОС Windows 95 и Windows 98, как и обновление оборудования, давало пользователям гораздо больше аргументов в пользу того, что модернизация необходима. Он считает, что в наше время технологии ОС стабилизировались и люди сегодня удовлетворены их функциональностью и возможностями. По его словам, скорость внедрения Vista можно сравнить с распространением 64-битных процессоров, которые не произвели никакой революции на рынке, чего ждали их поклонники.
“Сегодня нет никакого резона заменять существующие системы на новые только потому, что Intel, AMD или Microsoft советуют вам сделать это”, — заявил Черри.
Как вся эта ситуация влияет на положения VAR? К сожалению, по мнению Черри, для продавцов сегодня нет хороших возможностей, чтобы помочь пользователям переходить на Vista, особенно, если они планируют запустить эту ОС на оборудовании, купленном до ее официального выхода на рынок.
“Поскольку нет уверенности в том, что старые компьютеры совместимы с Vista, их использование не может стать хорошим опытом”, — уверен Черри. Естественно, всегда можно помочь таким пользователям: многие ОЕМ-партнеры предлагают возможность перехода на ХР (это уже будет не upgrade, а своеобразный downgrade) при покупке нового оборудования.
Как считает Черри, реальные возможности открываются тогда, когда реселлеры предлагают покупателям правильно сконфигурированное оборудование с достаточно мощными ресурсами процессора, памяти и графики для работы с Vista, а поверх всего организуют адекватное управление и поддержку.
“Если реселлеры будут продавать компьютеры с необходимыми ресурсами для работы с Vista, это не только приведет к увеличению их продаж, но и станет хорошей покупкой для клиентов”, — пояснил Черри.
Еще одна причина для не слишком “всепобеждающих” цифр о продажах Vista может заключаться в расставлении приоритетов. По мнению Черри, у ИТ-департаментов сегодня есть большой список необходимых дел, и если компания решила переходить на Vista именно в этом году, то обновление парка настольных ПК может отодвинуться на следующий год. Как следует из отчета IDC, появление Windows Vista не может побудить компании мгновенно заменить имеющиеся у них Windows XP Pro и Windows 2000 Pro, просто этот факт будет рассматриваться как возможность необходимой, но медленной эволюции в корпоративной ИТ-стратегии.
Но сам момент этой эволюции будет выбираться каждой компанией индивидуально, и он не может совпасть у всех.
“Никогда компания не меняет все 100% компьютеров за один год”, — подчеркнул Черри. Цикл обновления ПК занимает пять-шесть лет, поэтому в 2008 г. будет модернизироваться только одна пятая или одна шестая компьютерного парка компаний, что дает достаточно скромные цифры для объемов модернизации.
Как считает Черри, не слишком стремительные темпы покупок Vista совсем не означают, что это плохая ОС. Просто в условиях развитого рынка ОС трудно убедить всех пользователей в одночасье заменить свои проверенные временем системы на появившуюся новинку.
“Естественно, в этом процессе есть много случайного, а есть и вещи, которые мне просто не нравятся, — сказал Черри. — Из новой ОС устранены некоторые возможности и функции, другие перемещены в непонятные места, но всё это — мои субъективные эмоции. Никаких оснований называть Vista плохой ОС нет ни у кого”.