Недавно мне довелось поговорить с одним техническим специалистом об инструментах для тестирования корпоративных систем. В ходе беседы невольно всплыл вопрос о том, как много игроков этого рынка переходит под крыло крупных компаний. Коснулись мы и тех трудностей, с которыми сталкиваются немногие из оставшихся независимыми производителей подобных средств, и в конце концов сошлись на том, что большинство из них, похоже, спят и видят, как подороже бы продать себя какому-нибудь отраслевому гиганту.
Но гораздо более привлекательным для них может оказаться другой вариант: открытие своих исходных кодов. Цены на инструменты тестирования довольно высоки, а предложений с открытым кодом раз-два и обчелся, так что такой подход сулит немалый успех. О возможности неплохо зарабатывать на продукции с открытым кодом говорит опыт таких компаний, как Red Hat и MySQL, которым главную прибыль приносит техническая поддержка и обслуживание.
Буквально на следующий день после этого разговора я встретился с тем, кто уже вышел на такой путь, — руководителем компании Aras, на протяжении многих лет выпускавшей и продававшей коммерческие решения для управления жизненным циклом изделия (PLM) на рынке, где цена внедрения может выражаться шестизначными цифрами, а доминирующее положение занимают гиганты наподобие SAP и Oracle. В таких условиях Aras, чья продукция целиком и полностью ориентирована на Windows, решила открыть код своей флагманской разработки. И хотя, как признался мне ее руководитель, такой шаг сопровождался массой сомнений и внутренних проблем, результат оказался весьма обнадеживающим.
Переход на открытые коды, конечно, подойдет далеко не любой компании, однако для многих небольших производителей это откроет путь не только к выживанию, но и к процветанию. Раскрывая код коммерческой разработки, поставщик сразу же получает преимущество перед поставщиком аналогичной продукции из области Open Source, потому что та зачастую создавалась с нуля, а у данного производителя уже есть круг клиентов, опробовавших коммерческую версию. Они знают ее особенности и верят, что вариант с открытым кодом будет соответствовать их требованиям.
К тому же, несмотря на повсеместное распространение идей Open Source, на рынке корпоративных систем еще полно нишевых областей, где высококачественных решений такого типа крайне мало или вообще нет. В этих условиях ПО с открытым кодом быстро обретет популярность среди тех, кто не любит сорить деньгами.
Вот только для перехода на новые рельсы производителю ПО потребуется набраться мужества и проявить решимость, поскольку такой шаг заставит в корне изменить весь подход к ведению бизнеса. Но под угрозой разорения это может оказаться единственной надеждой на успех.