Практически невозможно открыть технический журнал или посетить посвященную вопросам ИТ-стратегии конференцию, чтобы там не говорилось о “вычислительном облаке” (cloud computing). Некоторые считают, что с ним связан очередной переворот в использовании компьютеров на предприятиях.
“Вычислительное облако” — очень подходящий термин для обозначения чего-то скрывающегося под покровом тайны и с трудом поддающегося пониманию. Путаница усугубляется из-за появления в связи с этой концепцией массы модных словечек и выражений: grid, utility, сервисно-ориентированная архитектура (SOA), управление сервисами, “софт как сервис” и “платформа как сервис”.
Данная технология обещает столько всего разного, что в этом легко запутаться. Но важно всегда помнить, что в конечном счете речь идет о бизнесе, а не о технологии. Поэтому полезность “вычислительного облака” следует оценивать с позиций предприятия в целом.
Требуются новые подходы. Решения об инвестициях и процедуры определения достигнутых успехов будут затрагивать не отдельные технологии или проекты либо даже весь департамент ИТ, поскольку “облако” распространяется на организацию в целом.
В сущности, “вычислительное облако” предполагает, что обработка и хранение информации осуществляются “где-то в другом месте”. Они физически отделяются от пользователя и обычно выносятся за пределы предприятия. Пользователю не приходится думать об оборудовании. Его выбирает и предоставляет компания, которая поддерживает работоспособность “облака”.
В некоторых случаях пользователю даже нет необходимости заботиться о наличии конкретных приложений. Он просто указывает, какие функции ему нужны. В иной ситуации бизнес-пользователь получает доступ к этим функциям без участия департамента ИТ. Решение стратегических и тактических вопросов, которыми обычно занимается информационная служба, переносится в “облако”.
Например, компания Amazon стремится сделать приобретение компьютерных ресурсов столь же простым делом, как покупка книги. Она создала “облако”, используя свой колоссальный потенциал в области обработки и хранения информации, и предложила аутсайдерам пользоваться ее услугами. На сегодняшний день такой возможностью воспользовалось 300 тыс. компаний. Те же самые компьютеры, которые принимают у вас заявки на книги и DVD-диски, обслуживают эти компании с оплатой пропорционально использованию.
Amazon рекламирует свое “облако”, названное Amazon Elastic Compute Cloud (EC2), как переворот в применении компьютеров. Время поиска и загрузки новых экземпляров серверных компонентов сокращается до нескольких минут. Это позволяет варьировать количество серверов в зависимости от текущих потребностей. Клиенты платят только за то, что они используют. Разработчикам предоставляются инструменты для создания отказоустойчивых приложений. Эти инструменты помогают избегать распространенных сценариев, приводящих к появлению ошибок. Правда, не так давно сервисы Amazon какое-то время были недоступны, что нанесло ущерб применяющим их компаниям.
Одним из клиентов Amazon является Assay Depot. Эта фирма пытается усовершенствовать способы создания новых лекарств. Она разместила на своем веб-сайте сведения о компаниях, предоставляющих услуги исследовательским организациям. Ученые всего мира могут получить доступ к таким сервисам через единый веб-сайт, работу которого обеспечивает EC2.
“Это значительно облегчает нам тестирование и масштабирование, — заявил CIO Assay Depot Крис Питерсен. — Мы можем в любой момент запустить новый сервер. Например, если в программный код или в базу данных вносятся изменения, которые могут представлять опасность, мы создаем новый экспериментальный сервер, запускаем новое ПО и тестируем его с использованием основного контента. Поскольку экспериментальный сервер представляет собой точную копию рабочего, мы можем быть уверены, что в обоих случаях программа будет работать одинаково”.
Главный аргумент: затраты Assay Depot составляют лишь малую часть того, что требуется при традиционных подходах.
Эффективность и гибкость
Стремление к увеличению эффективности и снижению расходов — вполне достаточные основания для перехода к использованию “вычислительных облаков”, и первоначально именно они станут стимулом для большинства компаний. Но некоторые считают, что данная концепция открывает путь к инновациям и повышению гибкости. Когда аппаратное и программное обеспечение легко доступно и всегда соответствует самым современным требованиям, когда гарантируются надежность и конфиденциальность, фирма может сосредоточить свои усилия на разработке новых моделей бизнеса, легко экспериментировать и изыскивать новые способы привлечения клиентов и удовлетворения их потребностей. Наращивание вычислительных ресурсов, необходимых для реализации новых инициатив, сведется к выбору момента, когда нужно просто нажать кнопку.
Желательно не слишком углубляться в терминологию “вычислительного облака”. Например, выражение “ресурсные вычисления” (utility computing) означает оплату использованных ресурсов или применяемый в Amazon способ расчетов. Часто проводят аналогию с электроэнергией: вы просто подключаете электроприбор и не ломаете голову над тем, как вырабатывается электрический ток или кто вам его обеспечит. Распределенные вычисления (grid computing), напротив, предусматривают объединение тысяч компьютеров, каждый из которых решает частичку гигантской проблемы. Такая масса компьютеров обеспечивает вычислительную мощность и объем хранения, которые обычно недоступны отдельным организациям.
На практике организации будут осваивать “облака” постепенно, передавая им одну задачу за другой. Небольшие фирмы сразу получат выигрыш в результате полного перехода на эту технологию. Крупным же компаниям придется решать проблемы с “закрытыми” системами, которые имеют для них стратегическое значение и сами по себе весьма сложны. Кроме того, не так-то просто передать в чужие руки сложившиеся за долгое время специфические бизнес-процессы.
Вот чего не удастся избежать, так это изменения характера самой работы. А сделать это гораздо сложнее, чем купить серверы и ПО. Ведущие компании движутся к объединению в одних руках управления бизнесом и технологией. Это означает, что принимающие решения лица хорошо знакомы и с тем и с другим и, работая в обоих направлениях, смогут усовершенствовать стратегию компании. Для них технология уже не является чем-то загадочным, таящимся в вычислительном центре.
В “облаке” инструменты управления будут предоставляться пользователям таким образом, что им фактически не потребуются технические знания и продолжительное обучение. В то же время пользователи будут лучше знакомы с возможностями каждого инструмента и будут лучше знать, как им пользоваться.
Посмотрите, что происходит в министерстве здравоохранения и принадлежащей ему сети больниц в северной части штата Висконсин. CIO Уилл Уайдер утверждает, что все сотрудники причастны к “теневым ИТ”. Он подразумевает, что они используют технологию творчески, не ожидая помощи со стороны технических специалистов. В результате работники своими силами создали более 3 тыс. приложения с помощью QuickBase — СУБД компании Intuit, в которой применяется веб-технология. Подавляющее большинство таких приложений было разработано сотрудниками, не обладающими техническими знаниями, и включает коллективные рабочие пространства, отслеживание темы и график привлечения переводчика.
Это позволило отказаться от ряда вспомогательных приложений, сообщил Уайдер. “Я понимаю, что ИТ не способны удовлетворить все многообразие потребностей, — признался он. — С помощью таких инструментов, как QuickBase, мы можем предоставить начавшим разбираться в технике сотрудникам возможность самостоятельно решать свои проблемы. При этом эти инструменты не представляют опасности для корпоративных систем”.
Создание архитектуры
Переход к “вычислительным облакам” и их разумное использование потребуют создания корпоративных архитектур, рассчитанных как на ближайшее время, так и на отдаленную перспективу, желаемую картину будущего. Это называют созданием стратегической корпоративной архитектуры (strategic enterprise architecture, SEA), которая охватывает цели бизнеса и технологии, позволяющие их достичь. Таким образом, технологическая архитектура привязывается к архитектуре бизнеса.
В наиболее общем виде SEA описывается без использования технических терминов понятным любому сотруднику языком. Все бизнес-процессы описываются от начала до конца, включая те, в которых участвуют партнеры и клиенты. В большинстве организаций имеется множество документов, освещающих их деятельность. Это могут быть и толстые папки с долгосрочными планами, и различные версии миссии компании. При разработке SEA следует использовать эти островки информации и выявить любые противоречия между целями или случаи ненужного дублирования средств их достижения.
Чтобы выявить подлинную ценность ресурсных вычислений на вашем предприятии, необходимо по-новому взглянуть на роль ИТ и отделить бизнес от рекламной шумихи.
На уровне максимальной детализации SEA описывает все используемые технологии. В наиболее прогрессивных организациях они сейчас рассматриваются в рамках сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). При этом ПО разделяется на модули, которые можно объединять в различных комбинациях для создания приложений по мере необходимости, иногда силами самих бизнес-пользователей. SOA можно построить либо на самом предприятии, либо в “облаке”. Эта архитектура не является необходимой для работы в “облаке”, но она обеспечивает колоссальную гибкость, когда организации необходимо вовремя заметить изменения в окружающей среде и отреагировать на них.
Другой важный управленческий ресурс — это управление организацией и изменениями. SEA должна показать, является ли действующая организационная структура стимулом или препятствием для проведения общей стратегии. Это касается всех подразделений и рабочих групп, а также того, кто кому подчиняется. В результате разработки SEA должны возникнуть примерно следующие вопросы: мы действительно набрали нужных людей и назначили их на соответствующие должности? эти люди прошли необходимую подготовку? используемые нами стимулы побуждают их делать то, чего мы от них ждем?
Определение финансового результата
Приведенные рекомендации (есть еще 15 других) заимствованы из документа Business Technology Management Framework — управленческого стандарта, разработанного в институте Business Technology Management Institute (BTM). Этот институт определил также “критерии зрелости”, позволяющие оценивать прогресс в освоении рекомендаций организациями. Предусматривается пять уровней “зрелости”.
Чтобы определить, соответствует ли ваше предприятие начальным требованиям, свидетельствующим о его готовности использовать “облако”, нужно оценить качество менеджмента в области формулирования стратегии и планирования, инвестиций в технологию и взаимоотношений с партнерами. “Вычислительное облако” не является одним из вариантов классического аутсорсинга. Оно требует более фундаментальных изменений, и ваша организация должна быть к ним готова. Если же она не готова, если она начинает использовать “облако” вслепую, не прояснив все необходимые вопросы с помощью SEA и не внеся никаких изменений в организационную структуру, то результаты могут оказаться неудовлетворительными.
Ваша компания имеет возможность полностью или частично перенести обработку информации в “облако” и попросту сравнить затраты с обработкой ее собственными силами. Но при этом останутся неучтенными некоторые важные обстоятельства. Ведь вы можете всего лишь сменить одну компьютерную базу на другую, которая будет обеспечивать протекание ненужных или неэффективных бизнес-процессов. А вот если ваше предприятие разработает SEA с учетом нынешнего и желаемого положения дел, оно сможет оптимизировать бизнес в целом, а не только технологию.
SEA и критерии готовности предприятия к использованию других управленческих стандартов помогут ответить на следующие вопросы:
- Какую необходимую нам информацию мы не получаем? Как нам ее получить?
- Какую информацию мы могли бы получать, используя “облако” или распределенные вычисления? Сможет ли эта информация послужить основой для выработки новой стратегии?
- Какие преимущества даст более широкий обмен информацией внутри компании и с окружающим миром? Предоставит ли “облако” возможности для такого обмена?
- Есть ли у нас люди, которые управляют каждым процессом от начала до конца? Как сочетается каждый отдельный процесс с другими? Какое влияние оказывает каждый процесс на обслуживание клиентов?
- Обеспечивают ли имеющиеся в настоящее время “облака” необходимый нам технический уровень?
- И, главное, что мы можем и должны делать иначе при использовании “облака”?
В определенный момент необходимо будет дать ответ на основной вопрос: а оправдано ли существование вашей компании?
Чтобы ответить на него, нужно предварительно поставить ряд ключевых вопросов: удается ли нам найти и удержать хороших клиентов? позволяет ли “облако” предложить им новые, инновационные продукты? дает ли оно возможность гибко подстраиваться под изменения спроса и реальностей рынка, появление новых технологий и действия конкурентов? А кроме того, как отражаются перемены в области управления и технологии на результатах деятельности компании?
Исследования института BTM показали наличие прямой зависимости между зрелостью управления бизнес-технологией и финансовыми результатами предприятия в целом. Те компании, где управление бизнесом и управление технологией тесно связаны друг с другом, демонстрируют наиболее высокие темпы роста доходов и прибыли в своих отраслях. У них выше выплаты по акциям, отдача активов и инвестиций.
Следует постоянно определять эффективность работы предприятия в целом. Это можно делать параллельно с внутренней оценкой текущей эффективности отдельных бизнес-процессов на фоне плановых показателей и сопоставления затрат на обработку информации внутри компании и за ее пределами. Такие оценки никогда не должны делаться без учета влияния рассматриваемых вопросов на обслуживание клиентов, общие цели и стратегию компании.
Теперь пришло время подытожить сказанное. Поставщики “вычислительных облаков” — от крупнейших, таких как IBM, до сравнительно новых вроде Salesforce.com — наращивают свой потенциал, пытают счастья в совместных предприятиях и стремятся понять, какие преимущества они смогут предложить своим будущим клиентам. Производители традиционных приложений, занимающих определенную рыночную нишу и оплачиваемых по числу лицензий, пытаются найти свое новое место.
Некоторые “умные головы” предсказывают конец департаментов ИТ в привычном для нас виде. Но более вероятно, что информационные службы сохранятся и будут играть новую, более важную с точки зрения стратегии роль. Их руководители станут действительно управлять информацией, а не информационной технологией. Центр внимания будет перенесен с технологии на конечную цель ее существования — обслуживание и поддержку бизнеса.
Так что окунитесь в “облако” и осмотритесь вокруг. Используйте новые технические возможности. Но твердо помните о потребностях бизнеса.
Фейсал Хоку является председателем правления и генеральным директором корпорации BTM, которая разрабатывает новые модели бизнеса и позволяет улучшить финансовые показатели благодаря сочетанию бизнеса и технологии со своими уникальными продуктами и интеллектуальной собственностью.