Ваша организация наверняка имеет собственный корпоративный Web-сайт, но не пора ли его подновить? Создав за долгие годы массу таких ресурсов — как для себя, так и для профессиональных издателей, я решил выделить пять важнейших принципов, выстраданных на основе личного опыта.
1. Через закрытые двери посетители не ходят. Я в полной мере прочувствовал это на примере своего Web-ресурса Times Select, доступ к которому сначала имели исключительно подписчики. В конце концов издательство New York Times раскрыло его двери настежь для всех и каждого. Сейчас главным правилом игры стала открытость. Правда, некоторые издательства (наподобие The Wall Street Journal) все еще требуют платы за чтение своих публикаций, но большинство предпочитает выложить их на всеобщее обозрение и предоставить возможность свободного поиска. Естественно, вам ни в коем случае нельзя забывать о защите конфиденциальной информации своих клиентов, но чтобы сделать сайт популярным и привлечь как можно больше посетителей, все остальные двери лучше держать открытыми настежь.
2. Поддерживайте глубокие ссылки. Кто из владельцев Web-сайтов не мечтает о богатом и разнообразном контенте, множестве ссылок на свои материалы и потоке посетителей, горящих желанием познакомиться с плодами вашего опыта и накопленными знаниями? На заре Всемирной паутины было предпринято несколько попыток запретить глубокие ссылки, которые открывают доступ с сайта А непосредственно на конкретные страницы, глубоко погруженные в недра сайта Б. Но сегодня мы наблюдаем прямо противоположную картину. Лучший способ привлечь посетителей с Google на свой сайт — предоставить этому поисковому механизму как можно больше глубоких ссылок.
Поощряйте такой подход, при перестройке сайта не “сбивайте” эти ссылки, и вы наверняка окажетесь в выигрыше. Например, на моем сайте strom.com одна из ссылок на Web-конференции не меняется уже десять с лишним лет, а кроме нее здесь полно других внутренних ссылок. И результат налицо: этот ресурс высоко котируется в Google.
3. Делайте главную страницу динамичной, но не перегружайте ссылками. Сегодня все делают ставку на органичный поиск, который порой требует динамичной главной страницы. Не поддавайтесь такому соблазну! Начальная страница сайта должна быть в первую очередь понятна не поисковым механизмам, а людям! Иногда встречаются сайты, у которых эта страница буквально напичкана ссылками на совершенно плоскую структуру нижнего уровня, где начисто отсутствуют не то что разделы, но и вообще какая-либо систематизация. Контент свален в огромную кучу, совершенно непригодную для человеческого восприятия, разобраться в ней способны разве что поисковики.
Пусть ваша главная страница будет как можно проще, привлекательней и удобнее, но не забывайте почаще ее обновлять. Не бойтесь перемен, поисковик вас найдет. Однако не забывайте и о посетителях, которые обязательно будут разыскивать ваши материалы старыми добрыми методами.
4. Газетным Web-сайтам необходим уникальный “гиперместный” контент. Газеты пока что не слишком освоились в Интернете, но наиболее успешные из них отлично поняли, что онлайновый контент ни в коем случае не должен полностью повторять “бумажный”, предназначенный для конкретных сообществ, демографических групп и других объединений людей. Исключение здесь составляет разве что торговля недвижимостью и продажа автомобилей. Чем ближе к данной местности будет привязан контент, тем успешнее он устоит под напором объявлений с таких гигантов, как eBay, Craigslist и Facebook.
Создавая новостные разделы своего сайта, непременно следуйте общему принципу: каждый из них должен иметь строго нишевую направленность, нацеливаться на конкретную аудиторию и содержать то, что нужно именно ей. Архивируйте все опубликованные пресс-релизы, чтобы посетители легко могли их найти. Помните: именно такие материалы, а вовсе не газетные статьи чаще всего ищут посетители и рассылают своим друзьям.
5. Сайт должен помогать посетителям находить нужные материалы. Часто ли ваши Web-редакторы жалуются, что не могут найти на сайте требуемую информацию? Но если это не в силах сделать даже те, кто работает здесь, то что говорить о посетителях со стороны! Участвуя в проектах перестройки Web-сайтов, я не раз удивлялся, как мало внимания уделяется совершенствованию поискового механизма. А ведь в Интернете поиск — основа основ. На Google надейся, а сам не плошай! Не жалейте сил и времени, чтобы создать для посетителей своего сайта наилучшие условия поиска. Ведь если они не смогут найти то, за чем пришли, их здесь ничто не удержит.
Понять эти советы легко, но претворить в жизнь гораздо труднее. Тем не менее они помогут сделать Web-сайт несравненно лучше, и я гарантирую, что уже в ближайшие месяцы аудитория обязательно вырастет.