Недавно компания IBM огласила результаты исследования опыта крупных предприятий по учету и нейтрализации различного рода рисков в их бизнес-деятельности. Утверждается, что в соответствующем опросе приняли участие свыше 1200 финансовых директоров и топ-менеджеров из 79 стран мира. При этом более половины из них приняли участие в личных интервью, а оставшаяся часть респондентов была опрошена интерактивно.
По окончании исследования IBM пришла к заключению, что большое количество предприятий недостаточно подготовлены, чтобы противостоять воздействию крупных рисков, которым подвергается их организация. Согласно исследованию, в последние три года 62% предприятий с доходом более пяти млрд. долл. в год подвергались значительным рискам. Когда происходило событие, связанное с крупным риском (например, стратегического, функционального или геополитического характера), то 42% этих предприятий оказывались к нему недостаточно готовы.
Проведённое исследование также показало, что глобализация предоставляет значительные возможности компаниям, но предполагает и большие риски. Было обнаружено, что в последние три года предприятия подвергались следующим риски: ·
- стратегическим (в 32% случаев); ·
- геополитическим (17%); ·
- экологическим (17%); ·
- финансовым(13%); ·
- производственным(13%); ·
- юридическим (8%).
Во многих организациях формальное управление рисками совершенно неразвито. Лишь 52% опрошенных подтверждают наличие некоей официальной программы управления рисками. Только 42% респондентов выполняют исторические сравнения для избегания рисков, 32% устанавливают специфические пороговые значения рисков и только 29% готовят уточненные прогнозы и планы по рискам.
Можно предположить, что данное исследование так или иначе связано со сделкой IBM по покупке компании Cognos (см. PC Week/RE, № 17/2008) и её намерением занять особое место на быстро консолидирующемся рынке средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). О том, как данная сделка может отразиться на российских партнёрах Cognos, Голубой гигант пока умалчивает. Во всяком случае, во время состоявшегося в июне в Москве финансового форума Cognos 2008 об этом не было сказано ни слова. Директор Европейского центра инноваций Cognos Кристоф Папенфусс (Christoph Papenfuss) не рискнул озвучить даже примерное количество российских компаний, использующих продукты Cognos по планированию предприятий и разработке решений по оптимизации их деятельности. А такого рода предприятий не так уж и мало. По некоторым оценкам, только в прошлом году их было около четырёхсот.
Так например, директор по развитию практики информационно-аналитических систем Columbus IT Филипп Домитеев отмечает, что только у его компании на территории СНГ насчитывается около 50 клиентов, использующих продукты Cognos. Влияние сделки IBM по покупке компании Cognos на российский ИТ-рынок г-н Домитеев оценивает положительно. Он, в частности, рассчитывает на то, что теперь многие организационные вопросы решать будет гораздо легче (раньше ближайший к России офис Cognos находился в Вене). А ещё г-н Домитеев возлагает определённые надежды на маркетинговые возможности московского офиса IBM и не исключает возможности появления выгодных для конечных заказчиков комплексных предложений.
В то же время никаких конкретных действий в отношении России со стороны известного производителя делового ПО пока не просматривается. А из уст Кристофа Папенфусса и его коллег звучат лишь общие слова типа “Мы заинтересованы в успехе наших клиентов”.