Видеоконференцсвязь получила широкое распространение в государственных структурах федерального и регионального уровней, а также в российском судопроизводстве. К такому выводу можно было прийти на основе информации, представленной на международной конференции “Видеоконференцсвязь [ВКС] в государственном управлении”, прошедшей в июне в Москве под эгидой компании “Авикон Текнолоджис”. По словам начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России Николая Ильина, средства ВКС стали неотъемлемой частью выстроенной в стране за последние годы единой системы ситуационных центров (СЦ). Среди них – СЦ президента России и такой же объект для администрации президента. Модернизируются СЦ в аппаратах полномочных представителей президента в федеральных округах, созданы ситуационные комнаты у главных федеральных инспекторов. В стадии разработки находится уникальный СЦ правительства России, который должен быть запущен уже в сентябре; подобные работы активно ведутся в министерствах России и у глав субъектов федерации. О создании таких центров начинают задумываться крупные предприятия и государственные компании. Видеоконфенцсвязь повседневно помогает специалистам в ситуационных центрах контролировать объекты, находящиеся под видеонаблюдением, отслеживая появление критических событий -- ДТП, нарушений правопорядка на улицах и пр. Как сообщил Николай Ильин, сейчас широко внедряются мультимедийные мобильные терминалы, позволяющие руководителям из любого места связываться с СЦ как для получения оперативной информации, так и для принятия оперативных решений. Кроме того, в ближайшее время ожидается внедрение в государственных структурах систем телеприсутствия (Telepresence) — ВКС следующего поколения.
Широкое распространение ВКС получила в системе судебной власти России, причем проведение виртуальных судебных заседаний в нашей стране, по словам главного консультанта Верховного суда России Андрея Германа, стало уже обычным делом. Впервые в отечественной судебной практике сеанс видеосвязи состоялся около десяти лет назад, а теперь видеоконференции применяются почти во всех судах областного уровня. Комплексами ВКС оборудованы 92 суда общей юрисдикции и 103 следственных изолятора, находящихся на территории всех субъектов Российской Федерации от Калининграда до Сахалина. В некоторых судах и следственных изоляторах установлено по нескольку (до пяти) комплексов ВКС, а в общей сложности подобных комплексов насчитывается 343. Такое оснащение позволяет проводить виртуальные судебные заседания одновременно в разных залах одного суда. При этом судья, адвокат и прокурор могут прямо из зала общаться с заключенными, находящимися в следственных изоляторах.
Что касается Верховного суда, то в одиннадцати его залах, оснащенных комплексами ВКС, в виртуальном режиме проходит 99% судебных заседаний по уголовным и надзорным делам. По словам г-на Германа, эта практика согласуется с действующей редакцией уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в котором имеется 376-я статья, регламентирующая рассмотрение кассационных жалоб подсудимых с помощью систем ВКС. И лишь небольшая часть дел, связанных с государственной тайной, когда по закону необходимо прибытие заключенного в зал судебных заседаний, рассматривается в закрытом присутственном режиме.
Как отметил Андрей Герман, судьи являются очень активными пользователями ВКС: в среднем за рабочий день они проводят до ста сеансов видеосвязи. Число рассмотренных виртуальных дел только в этом году уже превысило 50 тыс., и ожидается, что к концу года оно приблизится к 100 тыс.
Наиболее узким местом в организации виртуальных процессов являются, по словам г-на Германа, каналы видеосвязи. За десять лет юридическим ведомством накоплен значительный опыт в этой области. Из-за нестабильной работы во время судебных заседаний видеосвязи и рассинхронизации аудио- и видеоданных пришлось отказаться от использования Интернета и спутниковых технологий. Возникавшие задержки при видеосвязи на дальних расстояниях приводили к недоразумениям: например, судья в Москве предлагал подсудимому, находящемуся на Дальнем Востоке, сесть, а тот продолжал стоять, и судья не понимал, в чем дело. Сейчас в качестве структуры ВКС судебного ведомства используются магистральные каналы по технологии MPLS, предоставляемые телекоммуникационными операторами “Ростелеком” и “Транстелеком”. В Москве эти каналы обеспечивают пропускную способность в 10 Мбит/с, в регионах — 2 Мбит/с с гарантированным качеством. Например, при передаче аудио- и видеосигналов между Москвой и Владивостоком задержка составляет 120 мс, что, по словам Николая Германа, обеспечивает отсутствие видимых искажений. На этапе “последней мили” за связь отвечают местные операторы, с которыми заключаются договора. Кроме того, для работы виртуальных судов большую роль играет стабильность электропитания, а также размеры, правильное освещение и даже окраска комнат, оснащенных ВКС.
В начале 2009 г. планируется установить еще 150 современных комплексов ВКС, которые на ряде объектов юридического ведомства заменят устаревшее оборудование видеосвязи. А вот о внедрении системы класса Telepresence, по словам Николая Германа, речь пока не идет. Вполне подходит обычная ВКС.