“Синтерра” создает федеральные сети региональных центров технического обслуживания и продаж VSAT
Выполнение крупных государственных проектов положительным образом сказалось на состоянии целого сегмента отечественного телекоммуникационного рынка — спутниковой связи на основе технологии VSAT (Very Small Aperture Terminal — малогабаритный спутниковый терминал). Еще недавно оформление разрешительных документов для установки такой станции длилось около года, а цена вопроса приближалась к стоимости оборудования или превышала его. Катализатором процесса стал “Школьный Интернет”: запланированные темпы его внедрения были таковы (в отдельных случаях — до 400 станций в неделю), что бывшему Мининформсвязи пришлось срочно принимать специальное постановление, упрощающее процедуру оформления и инсталляции VSAT. В итоге за два года парк VSAT-оборудования в стране вырос более чем в 20 раз (см. диаграмму). А “Синтерра” — оператор связи, ответственный за школьный проект и сумевший “разрулить” застаревшую проблему, — только что объявила о новых шагах в развитии спутниковых коммуникаций: запуске всероссийских сетей региональных центров технического обслуживания и продаж VSAT-станций и продвижении “коробочных” продуктов.
Сегодня “Синтерра” благодаря ее дочерней компании “Глобал Телепорт” является крупнейшим оператором услуг спутниковой связи на базе оборудования и технологий VSAТ, имея в своем распоряжении примерно половину отечественного парка терминалов этого типа. Сеть спутниковой связи оператора построена на ресурсах отечественной спутниковой группировки и включает четыре центральные земные станции спутниковой связи, расположенные в Москве, Хабаровске, Новосибирске и Павловом Посаде под Москвой. При этом оператор осуществляет управление более чем 12 тыс. VSAT на территории 83 субъектов Российской Федерации. Суммарный орбитальный частотный ресурс, арендуемый группой компаний “Синтерра”, составляет более 840 МГц.
“Синтерра” по-прежнему принимает участие в важнейших социальных проектах — нацпроекте “Образование” (5787 VSAT-станций) и проекте по предоставлению доступа к универсальным услугам связи при телефонизации удаленных населенных пунктов страны (5125 станций). Кроме того, она задействована в создании телекоммуникационных инфраструктур для государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения (584 станции) и единой федеральной системы учета отгрузки электроэнергии для Федеральной сетевой компании ЕЭС (425 станций). Сейчас фирма строит еще и спутниковый фрагмент корпоративной сети “Почты России” (840 станций).
“Двигателями развития рынка VSAT в стране стали государственные и полугосударственные проекты, — признает генеральный директор “Синтерры” Виталий Слизень. — Речь идёт о государственных приоритетных программах, социальной инфраструктуре связи (“Универсальная услуга”), цифровом телевидении, специализированных сетях государственного масштаба. Но важное значение имеют также технологические, экономические и организационные факторы: упрощение процедуры регистрации станций, снижение стоимости оборудования, появление новой техники с эффективным использованием частотного спутникового ресурса”.
“Доля госзаказчиков на VSAT-рынке сейчас составляет 50—60%, — подтверждает Сергей Пехтерев, генеральный директор “Сетьтелекома”, другого крупного оператора спутниковой связи. — Далее идет масштабный корпоративный бизнес: энергетические компании, ранее входившие в РАО “ЕЭС России", РЖД, нефтедобывающие, банковские и страховые структуры. Величина этого сегмента 15—20%. Доли среднего и малого бизнеса примерно равны и составляют 10—15%”.
Теперь провайдеры спутниковых коммуникаций могут предлагать заказчикам быструю установку и согласование документов VSAT-станций. Например, “Синтерра” готова сделать это за 30 рабочих дней. А накопленный ею при реализации федеральных проектов опыт масштабных инсталляций VSAT, равно как и опыт обслуживания самой крупной в России VSAT-сети, показал, что необходимо повышать уровень технической поддержки сетей VSAT с целью сокращения сроков и улучшения качества строительных и восстановительных работ.
На сегодняшний момент в большинстве случаев VSAT-операторы решают вопросы гарантийного обслуживания, ремонта и замены вышедшего из строя оборудования централизовано через московские офисы. Подобная локализация сертифицированных центров обслуживания VSAT-оборудования в сочетании с масштабами страны приводит к тому, что решение таких проблем занимает в лучшем случае от 5 до 10 дней, но чаще растягивается до месяца и больше. С целью ускорения данных процедур и повышения доступности технической поддержки для клиентов “Синтерра” создала сеть региональных технических центров, которые со временем позволят производить монтаж или замену оборудования VSAT в течение 48 ч в любом регионе страны.
Для выбора региональных партнеров по этому проекту был проведен конкурс с весьма жесткими требованиями. Так, технические центры должны были быть созданы на базе компаний, обладающих более чем пятилетним успешным опытом работы в своих регионах по монтажу VSAT, располагать ресурсами для обслуживания станций, находящихся в радиусе 500 км, иметь не менее 20 профессиональных бригад монтажников для экстренных вызовов и плановой установки аппаратуры, содержать собственный автопарк и склад для продаж VSAT-станций и хранения подменного фонда оборудования. В дальнейшем предполагается их ресурсы использовать и для обслуживания программы мини-сетей WiMAX, которую “Синтерра” сейчас начала продвигать в регионах.
В результате тендера было выбрано 20 компаний. Кроме соответствия указанным требованиям партнеры подтвердили еще и уровень своего сервиса, постоянно работая с “Синтеррой” в крупных VSAT-проектах. Причем к каждому региону должно быть прикреплено не меньше двух сервис-партнеров. Помимо вновь устанавливаемых VSAT на обслуживание региональным центрам будут переданы и станции, уже находящиеся в сети “Синтерры”. Теперь к концу нынешнего года клиенты компании смогут получить квалифицированную техническую поддержку VSAT-станции в течение 48 ч за 648 руб. в месяц.
“Для многих населенных пунктов страны VSAT является практически единственной доступной технологией для организации доступа к телекоммуникационным услугам, — говорит Виталий Слизень. — Сейчас у нас и наших партнеров уже накоплен значительный опыт создания на основе VSAT “коробочного” продукта, востребованного российским рынком. Его массовое применение требует не только сжатых сроков установки, но и высокого уровня сервиса”.
По словам Николая Рогдева, генерального директора “Глобал Телепорта”, компания “Синтерра” планирует с помощью местных партнеров организовать региональную сеть продаж “коробочных” VSAT-решений, таких как комплекс видеонаблюдения, банкоматы и др. Предполагается, что подобная схема работы позволит устанавливать абонентское оборудование в течение 14 рабочих дней после обращения к агенту. В рамках данной программы “Синтерра” планирует создать на базе собственного операторского центра единую “горячую” линию обработки запросов агентов и клиентов для передачи оперативной информации в региональные технические центры и мониторинга качества обслуживания.