В июне в Новосибирске прошла третья конференция isiCAD, организованная компанией “Ледас”. На фоне других мероприятий по САПР и PLM этот форум выделяется широким кругом докладчиков. На этот раз в Новосибирске собрались практически все работающие в России ведущие поставщики решений САПР и PLM. Такой состав привлек представителей промышленности. В работе форума приняли участие более 350 человек, представляющих около 200 предприятий и организаций из 30 городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
PLM шагает по стране
Главная тенденция отрасли — переход от отдельных инструментов САПР, под которыми подразумеваются системы автоматизации конструирования (CAD), подготовки производства (CAM) и инженерного анализа (CAE), к единым комплексным решениям для управления жизненным циклом изделия (PLM). О том, как PLM помогает в работе промышленных предприятий, рассказал ветеран отрасли САПР Франсис Бернар, один из создателей системы CATIA и сооснователь компании Dassault Systemes. “Мировая экономика развивается вяло, конкуренция усиливается, сложность изделий быстро возрастает, а давление со стороны регулирующих органов усиливается”, — так обрисовал он нынешнюю ситуацию в промышленности и подчеркнул, что в предыдущее десятилетие эти проблемы решались путем сокращения расходов, но сейчас этого уже недостаточно — необходимо оптимизировать доходы и прибыль. Вот здесь и пригодится технология PLM. “Это не просто софт, а методика, направленная на организацию деятельности всего предприятия, укрепление связей с партнерами и заказчиками, использование передового опыта”, — пояснил Франсис Бернар.
Более конкретно о возможностях современных PLM-систем рассказали представители компаний-поставщиков. Ушли в прошлое времена, когда фирмы -- разработчики САПР выпускали отдельные системы. Теперь все без исключения продвигают комплексные решения, основу которых составляет система управления инженерными данными (PDM), служащая связующим звеном между остальными компонентами и является основой для построения комплексного PLM-решения.
Но как уже отмечалось, одного ПО для этого недостаточно. “Бессмысленно говорить о PLM, когда не налажены инженерные процессы”, — сформулировал проблему Павел Брук, директор представительства Autodesk в СНГ по направлению машиностроения. И тут на первый план выходит задача реинжиниринга бизнес-процессов предприятия. Наиболее подробно ее осветил Григорий Чернобыль, сотрудник российского представительства PTC. По его словам, PLM-системы стали настолько сложными, что внедрять их грамотно без помощи специалистов теперь просто невозможно. “Сначала нужно упорядочить процессы, реализовать передовые методики работы, а уж потом устанавливать софт”, — объяснил он.
Это мнение разделяет Юрий Ибраев, сотрудник новосибирского завода химконцентратов, который поделился опытом в области комплексной автоматизации и отметил, что для успеха проекта очень важен грамотный консалтинг, так как обычно предприятия с трудом принимают изменения.
Проблемы PLM
Кратко основные препятствия на пути к успешному внедрению PLM сформулировал Максим Богданов, генеральный директор компании АСКОН: “Это несогласованность целей, плохое документирование принятых решений, низкокачественное обследование, недостаточная проработка проекта, нарушение очередности работ (программирование до проектирования, проектирование до обследования и т. д.), слабая вовлечённость высшего руководства”. Но все эти проблемы решаются, свидетельством чему являются десятки успешных проектов внедрения PLM.
Однако одно дело — мнение вендоров, и совсем другое — точка зрения пользователей. Своим взглядом на системы PLM поделился Сергей Солобоев, директор новосибирского предприятия “Унискан”, занятого разработкой и производством электронных приборов. По его словам, бизнес расширяется, и потребность в средствах автоматизации проектирования и управления растет. Но его компания, в которой сейчас работает около полуста человек, не может позволить себе внедрение PLM-решения. В качестве причин он указал отсутствие развитой внедренческой инфрастуктуры на местах и высокую стоимость владения PLM-системой, поскольку для ее поддержки необходимо нанимать ИТ-специалиста, а тираж конечных изделий в его компании невелик. Он убеждён, что небольшому предприятию нужна дешевая система, т. е. простая в освоении и владении и при этом обладающая широкими возможностями для визуализации различных частных задач.
Последние тенденции
Незадолго до конференции isiCAD 2008 два ведущих игрока рынка САПР — компании Dassault и Siemens PLM Software -- представили новые версии своих продуктов. Известие о серьезных изменениях в системах разработчиков, определяющих направление развития всей отрасли, вызвало огромный интерес.
В конце мая Dassault выпустила версию PLM-системы под названием V6. Её основу составляет единая модель данных и единая БД, которая может принимать информацию из других САПР и PDM. Более конкретных технических подробностей о новой платформе пока нет. Известно только, что базой для нее служит PDM-система MatrixOne и что переход на V6 не означает отказа от наработок, сделанных в версии V5.
Настоящий фурор в отрасли САПР произвела Siemens PLM Software, главный конкурент Dassault, со своей технологией синхронного моделирования, которая позволяет синхронизировать связи между геометрией, логикой и функционалом модели. Технические детали новой технологии пока неизвестны, но даже анонса оказалось достаточно, чтобы привлечь огромный интерес к прямому моделированию. На конференции многие поставщики САПР сообщили о поддержке этого подхода.
Чем же объясняется такое внимание? Как отметил Владимир Малюх, директор “Ледаса” по продажам и услугам PLM, сама по себе идея прямого моделирования не нова, однако ее продвижение до последнего времени сдерживалось рядом трудностей. Во-первых, геометрические решатели были недостаточно развиты как по производительности, так и по функционалу. Во-вторых, вычислительной мощности ПК не хватало для обработки сложных алгоритмов. Лишь в 2003--2005 гг., когда закладывались нынешние решения, все эти вопросы были сняты в ходе естественной эволюции, чем не преминули воспользоваться лидеры отрасли САПР.
Ученье — свет
Кадровый голод продолжает тормозить массовое распространение средств автоматизации проектирования. Судя по докладам на секции, посвященной подготовке персонала для PLM, быстрого решения этой проблемы не предвидится. Инертность системы образования тормозит внедрение ИТ в учебный процесс. Мешают и такие проблемы, как недостаточная компьютерная грамотность преподавателей, низкий уровень оснащения аудиторий компьютерами и ПО, а также слабая заинтересованность самих вузов в инновационных методах обучения.
Если эти трудности и удается обойти, то в основном за счет личной увлеченности преподавателей. К сожалению, на одном энтузиазме далеко не уедешь. Поэтому заслуживает внимания опыт учебного центра “Авиастроение”, предлагающего дополнительное платное обучение в области современных PLM-систем, а также компании “Ледас”, которая, столкнувшись с нехваткой выпускников, знакомых с основами САПР, начала готовить кадры самостоятельно.
Несмотря на то, что почти все вендоры уделяют внимание вопросам образования, они, по мнению преподавателей, еще не очень понимают потребности учебных заведений. Хотелось бы, чтобы они предоставляли льготные учебные лицензии для занятий в классах и самостоятельной подготовки учащихся, развивали образовательные программы, учили преподавателей, оказывали помощь учебным заведениям на местах и больше выпускали обучающей литературы.
От теории к практике
Третья конференция isiCAD показала интерес российской промышленности к мероприятиям такого рода: география участников значительно расширилась, форум перешагнул региональные рамки и стал всероссийским. Похоже, что интерес к средствам автоматизации проектирования переходит из теоретической в практическую плоскость и предприятия, решающие вопросы выбора PLM-инструментов, воспользовались возможностью получить свежую информацию из первых рук. Поэтому “Ледас” собирается продолжать проведение форума на регулярной основе.