Столичное правительство утвердило концепцию городской целевой программы “Электронная Москва” на 2009—2011 гг. Главная рекомендация этой концепции заключается в необходимости выстроить приоритеты программы в рамках так называемой сервис-ориентированной модели, в которой в качестве основной цели выступает повышение качества государственных услуг и услуг в социальной сфере.
При разработке концепции учитывался опыт проведения программы в 2003—2007 гг. Среди ее важнейших достижений названо внедрение проектно-ориентированного подхода, в рамках которого приоритетным считается создание информационных систем для поддержки и автоматизации внутренних административных процессов (правда, как уже отмечалось выше, в дальнейшем от этого подхода планируется отойти). В числе других успехов — введение системы паспортизации программно-технических комплексов ведомств, разработка автоматизированной системы расчетов эксплуатационных затрат, введение жестких требований со стороны Управления информатизации Москвы к наличию и содержанию технической документации на проектирование систем, а также внедрение практики сводных конкурсов на поставки оборудования и ПО.
Что касается возникших в ходе программы проблем, то помимо упоминавшегося недостаточного объема информационных услуг, оказываемых населению в электронном виде, отдельное внимание в концепции обращается на то, что остались не преодолены информационные межведомственные барьеры взаимодействия организаций и городских органов власти.
При оценке реального положения вещей в столице авторы документа склонны аппелировать к международной статистике. Так, по уровню доступа предприятий бизнес-сектора к информационно-коммуникационным технологиям Москва практически не уступает средним показателям Европейского Союза (ЕС), несколько отставая только по показателям доступа к Интернету. А вот в сфере ответственности государства ситуация иная — уровень доступа к ИКТ организаций социальной сферы существенно ниже европейского. Например, в московских школах весной 2006 г. приходилось 22 ученика на один компьютер, в 2007 году — 19 учеников, и только к 2010 году планируется обеспечить оснащенность на уровне стран ЕС — в среднем 9 учеников. В качестве причины такого разрыва называется тот факт, что компьютерной техникой и информационными системами обеспечивались в первую очередь управляющие структуры — в ущерб населению и бизнесу. (Так, в настоящее время в режиме “Одного окна” автоматизирована выдача всего 16 типов документов из 165 и обеспечена автоматизированная обработка только 60% всех заявок.)
Кроме того, несмотря на заметный рост уровня информационной грамотности взрослого населения Москвы за последние годы, по абсолютным значениям он все еще остается низким и в два раза уступает усредненным показателям в США. Также крайне неудовлетворительную оценку авторов концепции получила система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности. К примеру, невзирая на то, что практически все столичные школы подключены к Интернету и оснащены компьютерными классами, менее 20% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 25% — Интернет (в странах ЕС этот уровень оценивается в 68% и 53% соответственно).
На решение этих и других проблем Правительство Москвы предусмотрительно отводит три с половиной года, по истечении которых власть надеется преодолеть отставание Москвы в сфере внедрения ИКТ и повысить качество и доступность государственных услуг. При этом саму готовность жителей столицы пользоваться технологическими новшествами авторы концепции оценивают как вполне высокую и отмечают ее интенсивный рост. По данным специального мониторинга, речь уже идет о порядка 40% всех московских предприятий и не менее 25% горожан.
Средства на реализацию программы в 2009—2011 гг. планируется получить как из городского бюджета, так и из внебюджетных источников. Распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова функции государственного заказчика целевой программы “Электронная Москва” возложены на Управление информатизации города.