Компания Verbatim, после восьмилетнего перерыва вновь открывшая недавно представительство в России*, к концу лета собирается заключить договор на обслуживание своих внешних жёстких дисков (External HDD) с одним из крупных федеральных сервис-провайдеров и уже в этом году планирует занять около 5% российского рынка этих устройств. Для поддержки владельцев данных устройств она намерена в скором времени организовать русскоязычную “горячую линию” с бесплатным федеральным номером. Возможно также расширение числа дистрибьюторов, работающих в нашей стране (сейчас их четыре), и модернизация российского сайта компании, который пока содержит информацию только о крупных торговых сетях, предлагающих продукцию Verbatim, но не приводит сведений о небольших региональных фирмах – партнёрах компании.
Предполагаются изменения и в партнёрской программе. Она должна стать “более научной”. Об этом нам рассказал менеджер Verbatim по развитию бизнеса в России Александр Жажков. Он также сообщил, что, по имеющимся у Verbatim данным, в прошлом году в нашей стране было продано примерно 0,5 млн. внешних жёстких дисков различных производителей. А в нынешнем году этот показатель должен удвоиться.
С данной оценкой ёмкости российского рынка External HDD и с этим прогнозом в целом согласен президент группы “Эргодата”** Кирилл Квашенко. Правда, он считает, что 0,5 млн. внешних жёстких дисков — это верхняя оценка и правильнее определить объём данного сегмента рынка в прошлом году в пределах от 400 до 500 тыс. единиц.
Прогнозы Verbatim об удвоении российского рынка External HDD основываются на мировых тенденциях (см. диаграмму). Из неё видно, что самую значительную долю этого рынка (в штучном выражении) занимают настольные 3,5-дюймовые внешние жёсткие диски (они обычно весят около 1 кг и требуют внешнего источника питания), которые, как правило, используются для создания резервных копий данных. В то же время самым быстрорастущим сегментом этого рынка являются карманные 2,5-дюймовые внешние жёсткие диски (их масса, как правило, составляет около 200 г и для их работы внешнего источника питания не требуется), которые часто используются не только для создания резервных копий данных, но и для их “транспортировки”. Что же касается External HDD меньшего (чем 2,5 дюйма) форм-фактора, то их доля в общем объёме продаж пока невелика.
Менеджер Verbatim по связям с общественностью в Европейском Союзе, на Ближнем Востоке и в Африке Мария Силич (Maria Csilics) отмечает, что в Европе темпы роста продаж внешних жёстких дисков ещё выше, чем в мире. “Это вполне закономерно, — добавляет Габриэла Качина, глава московского офиса Verbatim и заведующая отделом продаж Verbatim в Восточной Европе и России. — Чем более зрелым становится ИТ-рынок, тем более внимательно конечные пользователи, как частные, так и корпоративные, относятся к накопленной ими информации”.
По предварительным данным исследовательской компании GfK, в 2007 г. в Западной Европе было продано около 10 млн. внешних жёстких дисков, что почти на 90% выше аналогичного показателя 2006 г. (5,2 млн.). Аналитики GfK ожидают, что в 2008-м в Западной Европе будет продано более 14 млн. 2,5- и 3,5-дюймовых внешних жёстких дисков. Интересно отметить, что в 2007 г. в Европе, по сведениям компании GfK, объёмы продаж External HDD (29% от общего рынка носителей для хранения данных) даже несколько превзошли объёмы продаж карт флэш-памяти различных стандартов (28%) и оставили позади продажи портативных флэш-накопителей с интерфейсом USB (14%), DVD-дисков (13%), CD-дисков (11%) и магнитных лент (5%).
Структуру российского рынка носителей для хранения данных никто детально не исследовал, но, как считает Александр Жажков, в минувшем году доля External HDD на этом рынке была намного меньше, чем на общеевропейском, а доля магнитных лент заметно больше. Он также отмечает, что среди европейских стран Россия является лидером по потреблению флоппи-дисков. Возможно, одна из причин этого кроется в том, что в нашей стране многие отделения налоговой инспекции до сих пор принимают “электронную отчётность” исключительно на этих морально устаревших носителях информации.
Начиная с этого года Verbatim предлагает отечественному рынку пять моделей 2,5-дюймовых внешних жёстких дисков (ёмкостью 120, 160, 250, 320 и 500 Гб) и четыре модели 3,5-дюймовых (ёмкостью 500 Гб, 640 Гб, 750 Гб и 1 Тб). Каждая из этих моделей обеспечена двухлетней гарантией и имеет две модификации: с одним (USB) или двумя (USB/FireWire) интерфейсами. В комплект поставки данных устройств входит русскоязычное руководство пользователя. Кроме того, USB-модели оснащены OEM-программой резервного копирования и восстановления данных Nero BackItUp 2 Essentials. Внешние жёсткие диски Verbatim с двумя интерфейсами могут осуществлять резервное копирование данных с компьютеров Macintosh при помощи программы Apple Time Machine (“Машина времени”), входящей в состав Mac OS X Leopard.
Утверждается, что программа Nero BackItUp 2 Essentials — одна из частей пакета Nero 8 (см. PC Week/RE, № 42/2007) — может “разговаривать” c пользователем на 26 языках, включая русский. Интересно сравнить функциональные возможности этой программы резервного копирования и восстановления данных (в нашей стране отдельно от Nero 8 она не продаётся) и аналогичного по назначению широкодоступного пакета Acronis True Image 11 Home, стоимость которого примерно в шесть раз ниже стоимости пакета Nero 8. Но это тема отдельного разговора.
*Представительство Verbatim уже существовало в России в 1993--1999 гг. И действовало очень даже успешно. Но затем — надо полагать, под влиянием последствий известного августовского кризиса — было объявлено о том, что “Verbatim не уходит с российского рынка, а лишь меняет форму присутствия на нём” (см. PC Week/RE, № 34/1999) в целях повышения эффективности бизнеса.
**“Эргодата” – старейший дистрибьютор Verbatim, и в восьмилетнее отсутствие представительства этой компании в России (2000—2007 гг.) она взяла на себя значительную часть забот по продвижению в нашей стране данной торговой марки.