Аргументы за увеличение емкости хранения и виртуализацию известны сегодня всем. Каждому ясно, что объем данных нарастает с угрожающей скоростью. Средства бизнес-аналитики, распухающие базы данных и необходимость исполнения законов, таких как HIPAA (закон о переносимости и подотчетности документации о страховании здоровья) и закон Сарбейнса — Оксли, требуют всё больших емкостей хранения. С другой стороны, виртуализация серверов продолжает доказывать свою ценность, снижая затраты и повышая эффективность в ЦОДах. Даже ПК становятся объектом виртуализации ввиду очевидных выгод централизованного администрирования.
Однако соединив обе эти вещи — хранение и виртуализацию, мы получим не столь ясную картину. Что может дать компаниям виртуализация хранения? Ответ зависит от выбора вендора, и порой непросто отделить миф от реальности.
“Многие из тех, кто думает, что виртуализация хранения это ответ на их проблемы, ошибаются”, — сказал Джим ДеКайрес, менеджер по маркетингу систем хранения Fujitsu. Технологии предстоит пройти еще большой путь, прежде чем она сможет дать то, что нужно системным интеграторам, и реально помочь заказчикам.
Есть три главные причины, почему заказчики верят, что виртуализация хранения способна им помочь, говорит ДеКайрес, однако интеграторы должны ясно понимать, что может и чего не может дать эта технология их заказчикам.
Во-первых, заказчики полагают, что виртуализация хранения облегчит им консолидацию информации из множества складов данных, заметил ДеКайрес, но этого можно достичь и обычными методами консолидации хранения.
“Заказчики рассуждают так: “Мои системы хранения разбросаны по всему ЦОДу, а я хочу иметь все данные на одном устройстве, управляемые на одном уровне”. Но осуществление такой консолидации означает, что вы должны перенести эти данные в среду виртуализации, прежде чем сможете перейти на одну общую систему хранения”, — пояснил ДеКайрес, т. е. данные придется переносить дважды. Часто проще и дешевле переместить всю информацию на одну крупную систему хранения.
Во-вторых, заказчики с динамическими центрами обработки данных нередко обращаются к решениям по виртуализации хранения для того, чтобы снизить затраты на перемещение данных в удаленное хранилище. Однако, считает ДеКайрес, “заказчики с высокодинамичными ЦОДами тратят массу денег на перемещение всей этой информации, как виртуализированной, так и нет”.
Наконец, отметил ДеКайрес, большинство компаний стремятся продлить жизнь своих более дешевых, хотя и устаревших, унаследованных систем хранения, переместив на них архивированные данные: “Они ожидают гибкости от своих старых систем хранения и думают так: "Если можно виртуализировать всю массу данных, то можно будет использовать емкость этих старых систем". Они видят это как что-то вроде апгрейда, но без покупки новых СХД”.
Однако с точки зрения затрат такой подход не имеет большого смысла, считает он. Если учесть, что придется иметь дело с множеством контрактов на обслуживание и поддержку (если старая технология всё еще поддерживается), обеспечить управление несовместимым оборудованием и ПО от разных вендоров и т. п., то “часто лучше просто переместить данные на одну новую платформу хранения”.
Если виртуализация хранения не решает всех проблем заказчиков, то что же она может им дать?
Том Галливан, старший вице-президент OnStor по продажам за пределами США, сказал, что, хотя виртуализация, конечно, не панацея от всех проблем хранения и управления данными, которые назвал ДеКайрес, она помогает заказчикам снизить затраты и упростить процессы, связанные с хранением. Главный прицел виртуализации хранения, по мнению Галливана, должен быть на управление жизненным циклом информации (ILM): “Тут следует говорить об ILM, многоуровневом хранении и о том, как виртуализация помогает внедрению более эффективной, легче управляемой и гибкой среды хранения. Системным интеграторам и их заказчикам следует думать шире при организации работы сети и хранения, и интеграторы смогут действительно помочь клиентам, оптимизировав их среду хранения”.
Внедряя виртуализацию хранения, интеграторы способны помочь заказчикам снизить затраты и повысить эффективность их систем хранения, заявил Галливан, учитывая, что для большинства компаний основной объем их ИТ-расходов приходится на СХД, причем примерно 70% этой суммы тратится уже после самой покупки. Питание и охлаждение, обслуживание, поддержка и сопровождение требуют немалых расходов от заказчиков, и интеграторы, которые помогают им управлять этими расходами, оказывают неоценимую помощь.
“Это дальнейший путь интеграторов в виртуализации. Они могут вновь прийти к своим заказчикам и сказать: “Взгляните на эти осязаемые результаты, каких вы достигли с виртуализацией серверов. А вот как можно применить это к инфраструктуре хранения”, — сказал Галливан.
Заказчики OnStor внедряют ее встроенные средства серверной виртуализации, чтобы уменьшить количество файл-серверов, переместить свои данные с дорогостоящих СХД на более дешевые унаследованные устройства и повысить эффективность сетей хранения.
“Виртуализация хранения позволяет заказчикам сбалансировать нагрузку своей среды NAS [сетевых устройств хранения], так что они могут предоставить ресурсы своим главным пользователям”, — считает Галливан. Он добавил также, что системы хранения OnStor обратно совместимы с прежними технологиями, позволяя использовать оборудование любых вендоров при интеграции в многоплатформенные решения.
“Вот такой уровень гибкости и выбора мы даем нашим партнерам”, — сказал Галливан. Конечно, по мере роста заказчиков и постепенной смены устройств хранения цель интеграторов — привести их к полному решению OnStor, добавил он; главное, интеграторы должны быть способны дать то, за что заказчики готовы выложить деньги, и сейчас это виртуализация хранения.
“Компании все равно тратят средства несмотря на трудную ситуацию в экономике, чтобы виртуализировать хранение и управлять им, и нужно быть там, куда идут эти деньги”, — заявил Галливан.
Адам Байндер, главный управляющий Arcscale, системного интегратора, который специализируется на хранении, сетях и центрах обработки данных, считает, что ажиотаж вокруг виртуализации хранения уже раздражает. Компании, внедряющие Web 2.0, такие как Google, используют технологию объединенного хранения federated storage на множестве физических и виртуальных серверов, хотя эта концепция известна уже много лет.
“Я думаю, термин “виртуализация” рискует стать тем же, чем стало слово “Kleenex”. Он утрачивает свой смысл, потому что каждый спешит вскочить на этого конька, — заметил Байндер. — Виртуализацию уже продвигают вендоры хранения, такие как Hitachi и другие, но моё личное мнение таково, что рынок не видит от этого никакой пользы”.
Для его заказчиков виртуализация не имеет смысла, по крайней мере пока, сказал Байндер и сходу назвал два больших недостатка: в результате виртуализации гораздо больше конфиденциальных и архивированных данных заказчиков будут доступны в онлайне, что сделает их более уязвимыми, а дополнительный уровень виртуализации в существующей инфраструктуре хранения увеличит запаздывание там, где скорость и производительность решают всё.
Вероятно, могла бы помочь внеполосная виртуализация, если бы заказчики хотели охватить ею разные устройства, но клиенты Байндера не проявляют интереса к таким решениям. Одна из главных причин в том, что с падением цен и ростом емкости СХД выгода от этого минимальна.
Некоторым из вендоров хранения, продвигающим виртуализацию, он мог бы дать совет: виртуализация способна помочь им подтолкнуть заказчиков использовать их системы, чтобы связать множество хранилищ данных в одно целое и в конечном счете перейти на платформу хранения одного вендора.
“С одной стороны, есть это стремление вендора отсечь своих заказчиков от новых конкурентов и оставить все их унаследованные системы в игре. Для других вендоров, проникновение которых на рынок не столь велико, виртуализация оказывается проклятием, так как означает, что заказчики избегают замены унаследованных систем новым оборудованием”, — сказал Байндер.
При всех “за” и “против” всё зависит от потребностей ваших клиентов, добавил ДеКайрес. Несмотря на мощный маркетинг и заявления о том, как системные интеграторы могут помочь заказчикам делать больше, тратя меньше, опасайтесь поддаться рекламе и “прописать лишнее”, предупреждает он: “При таком напоре системные интеграторы и заказчики могут легко попасть впросак, потратив деньги на то, что создаст им проблем