Практически зафиксировав рост абонентской базы в России, операторы мобильной связи, совместно с финансово-кредитными учреждениями, активно пытаются занять новый рынок платежей с использованием мобильных терминалов передачи данных. Конечно, только часть абонентов захочет использовать свой сотовый телефон для оплаты товаров и услуг, но и эта аудитория крайне интересна провайдерам мобильных услуг — ведь с каждой, даже самой минимальной, транзакции они будут получать свой небольшой, но стабильный процент.
Для подобных предположений есть вполне реальные основания: к 2013 году объем мобильных платежей в мире достигнет 75 млрд. долл., прогнозируют аналитики из Juniper Research. Видимо, для того чтобы встретить эту прекрасную реальность во всеоружии, в конце первой декады июля в Москве состоялось очередное заседание участников проекта “Мобильные платежи”, который разрабатывается под эгидой Инфокоммуникационного союза. Показательно, что в его работе приняли участие представители не только операторов связи, но и финансово-кредитных учреждений, а также сотрудники Минкомсвязи России, Россвязи и Росинформтехнологии. Участники рабочей встречи обсуждали, как выполняется поручение коллегии Мининформсвязи, состоявшейся 22 апреля текущего года, о переводе в стадию практической реализации работ по созданию систем мобильной коммерции с обеспечением доступа российских абонентов мобильных сетей к современным платежным услугам. Как положительный аспект заседания можно отметить тот факт, что участниками проекта была одобрена концепция Единого центра координации и взаимодействия мобильной коммерции, появление которого устранит разобщенность и несогласованность при внедрении таких систем операторами связи.
Надо сказать, что в умах пользователей в настоящее время есть некоторое смешение двух различных терминов -- “мобильная коммерция” и “мобильный банкинг”, — между тем как они не являются тождественными. В первом случае мы подразумеваем способ взаимодействия продавца с покупателем в процессе приобретения товара или услуги, организатором которого является оператор мобильной связи, во втором — подключение пользователя к системе взаиморасчетов, где покупки являются только частью функциональных возможностей и организатором здесь выступает финансово-кредитное учреждение, а оператор -- только транспортной магистралью. В случае с мобильным банком доступ к электронному счету с помощью мобильного телефона уже перестал быть отдельным сервисом — все чаще его внедряют одновременно с интернет-банком не как отдельную услугу, а как дополнительный вариант управления электронным счетом. Во всяком случае такой точки зрения придерживаются сами банкиры, заинтересованные в развитии мобильного банкинга: их клиенты уже “освоили” мобильные технологии и теперь прибегают к ним для проведения операций со своими средствами чуть ли не повседневно.
Для мобильной коммерции наиболее интересным решением является Near Field Communication (NFC), которую некоторые операторы связи демонстрировали на Mobile World Congress ‘2008 в Барселоне. По мнению аналитиков из Ассоциации GSM и представителей российских операторов связи, в сетях третьего поколения подобные услуги станут самыми востребованными после мобильного Интернета и MMS. Схема работы сервиса состоит в том, что специальный чип размещается в мобильном терминале пользователя, куда загружаются данные с его пластиковой карты. Списание средств производится через отдельные терминалы по радиоканалу (для этого сотовый терминал оборудуется специальной антенной или бесконтактной картой). То есть человек, как в обычной ситуации, выбирает товар, подходит к кассе, включает функцию беспроводного платежа и, увидев на дисплее сотового телефона сумму, которую он должен заплатить, вводит код для авторизации в банковской системе. Таким образом, носить с собой кредитку уже не нужно — достаточно иметь мобильный телефон. Однако это идеальный вариант. Несмотря на активную рекламу и совместные проекты, реализуемые банками и провайдерами мобильной связи, подобные системы мобильных бесконтактных платежей, использующие технологию NFC, получат широкое распространение на европейском рынке не ранее чем через четыре года. В России же использование подобных сервисов в столичном метро), единственный глобальный проект с NFC-решением, пока под большим вопросом
В настоящее время “ВымпелКом” предполагает использовать оплату различных услуг и товаров через специальный WAP-портал или SMS, где каждому платежу будет присвоен свой уникальный номер, который пользователь может выбрать из каталога. Решение простое — не будет никаких специальных счетов, на которые надо предварительно зачислять денежные средства. Есть обычный, легко пополняемый лицевой счет, деньги с которого списываются за услуги мобильной связи, и его же можно использовать как базу для приобретения товаров в онлайновых магазинах, оплаты коммунальных услуг и т. п. Нечто подобное в четвертом квартале 2008 года запустит и “МегаФон” (в содружестве со Связь-банком) — правда, это будет пока только пилотный проект в столичной сети, который после расмотрения промежуточных результатов, возможно, будет расширен на все региональные подразделения компании.
Логично предположить, что мобильные устройства вскоре будут признаны как удобные и функциональные терминалы для виртуальных торговых операций, их станут использовать в качестве электронных бумажников аналогично тому, как сейчас в качестве электронных кошельков служат ПК, кредитные и смарт-карты (для проведения через Интернет банковских операций или для оплаты товаров и услуг). Правда, операторам связи придется приложить определённые усилия к тому, чтобы упростить сам процесс электронной покупки услуги или товара.