Исследования, проведенные по заказу компании Cisco, показали интересный факт — врач высокой квалификации больше половины своего рабочего времени проводит за пределами стационарных медицинских комплексов. Что уж говорить о фельдшерах скорой помощи — они постоянно в разъездах. А медицинские сестры и вовсе находятся в постоянном движении 70% рабочего дня. Более того, сегодня им чаще, чем раньше, приходится возвращаться на центральный пост, чтобы воспользоваться стационарным компьютером для проверки назначений и документации или IP-телефоном, и это, естественно, доставляет им дополнительные неудобства. С целью расширения числа совместимых устройств и усиления мобильности многие госпитали, обладающие “продвинутыми” ИТ-отделами, переходят на стандартную технологию Wi-Fi, которая поддерживает большой ассортимент пользовательских устройств и может работать с широкополосными приложениями, чувствительными к задержкам, такими как “голос поверх IP” (VoIP) и видеотранспорт.
Возможно, для России это экзотика, но только не для США и Европы. К примеру, компания World Wide Technology (WWT) из Сент-Луиса создала интересный мобильный планшетный компьютер для врачей, в котором передача голоса и данных интегрирована с технологией радиочастотной идентификации (RFID). С помощью такого компьютера врачи могут разговаривать с медсестрами и пациентами через гарнитуру Bluetooth оставляя руки свободными. Если у больного случился приступ и медсестре нужно срочно найти доктора, она может с помощью системы на основе RFID мгновенно определить его местоположение (чип встроен в бейдж, служебную одежду и микрокомпьютер) даже в самом переполненном медицинском центре и связаться с ним через беспроводную локальную сеть (персональный вызов с наивысшим приоритетом). И конечно, такое устройство можно использовать для работы с медицинскими приложениями, не теряя визуального контакта с пациентами. Есть варианты для терапевтов — специальное ПО позволяет быстро просматривать карту больного, оперативно выписывать рецепты: отправлять их в специальную сеть для исполнения в аптеке и печатать твердую копию в регистратуре медицинского учреждения. Есть модели и для узких специалистов — для кардиологов и рентгенологов производятся аналогичные устройства с большими экранами для просмотра рентгеновских и других медицинских изображений: теперь не надо ждать печати снимков — они передаются в базу данных медицинского центра и оперативно выводятся на экран компьютера врача.
Интересное решение внедрила одна из наиболее технологически передовых медицинских организаций США — Clarian Health Partners. Она заменила свою закрытую беспроводную сеть на открытую стандартную сеть Wi-Fi, к которой были подключены носимые смартфоны у всего персонала. Это позволило внедрить систему текстовых и мультимедийных сообщений (короткие видеоинструкции) для сестринской службы. При этом сигнал вызова может быть двух типов: один для срочных сообщений (на них необходимо ответить в течение 10 мин), а другой — для несрочных сообщений, допускающих получасовую задержку с ответом. Такое новшество позволяет держать персонал в курсе событий, не отвлекая от работы с пациентами. Ведь просмотр текстового сообщения отнимает всего пару секунд — они не отвлекают медсестер от прямых обязанностей и не вызывают нареканий со стороны пациентов. Кроме того, по завершении процедуры медсестра быстрее переходит к следующему участку работы.
Подобных новинок много, уверены аналитики из Health Industry Insights (дочерняя компания IDC). Главное, чтобы для их внедрения были созданы минимальные технические условия — в медицинских учреждениях нужно строить беспроводные локальные сети, необходимые для поддержки устройств, оптимизирующих работу врачей и медсестер.
Есть интересные внедрения и за пределами медицинских центров. К примеру, Apollo Telemedicine Networking Foundation (ATNF), входящая в состав Apollo Hospitals Group, крупнейшей сети медицинских центров в Индии, и компания Ericsson начали совместный проект, целью которого является обеспечение жителей удаленных регионов Индии услугами мобильной медицины. Системы диагностики состояния здоровья пациентов для Ericsson не в новинку, о них мы уже рассказывали, но в данном случае речь о другом проекте — врачи в удаленных штатах страны смогут консультироваться со своими коллегами из крупных медицинских центров по электронной почте и видеосвязи (с помощью беспроводной сети сотовой связи и протокола HSDPA), а жители этих регионов будут иметь упрощенный доступ к услугам здравоохранения, вовремя принимая информацию от врачей, что позволит сэкономить время и средства за счет уменьшения поездок. Создается и сеть общедоступных компьютеров, подключенных к беспроводной сети, с помощью которой пациенты смогут получить мгновенный мобильный доступ к медицинскому центру и проконсультироваться с врачом по симптомам болезни. Таким образом, по мере развертывания сети HSPA большее число жителей страны будет обеспечено качественными услугами в сфере здравоохранения.