В интервью eWeek Стив Миллс, старший вице-президент и генеральный менеджер группы разработки ПО корпорации IBM, рассказал о том, как в 1997 г. он и Дэнни Сабах, Джон Свенсон и Альфред Спектор встретились в его офисе, чтобы обсудить проблему “интернетизации” (“webification”) корпоративных инструментов IBM и связанное с этим будущее корпорации в нарождающемся пространстве серверов приложений на фоне быстро растущего высококонкурентного рынка. Результатом этой встречи стало рождение IBM WebSphere Application Server.
Сегодня из троих перечисленных коллег Миллса в IBM работает только Сабах — он генеральный менеджер подразделения Rational. Свенсон ныне — глава компании Computer Associates, а Спектор — вице-президент Google по исследованиям и специальным инициативам.
Миллс вспоминает, что на той встрече долго обсуждалась проблема, какой http-сервер лучше использовать. “Кроме интернет-браузера вам требуется http-сервер, — сказал он. — У IBM имелось собственное решение, но самым популярным был сервер Apache Web, и мы решили взять за основу именно его, поскольку на этот продукт приходилось 47% рынка”.
В 1997 г. в сегменте серверов приложений конкурировали такие компании, как Bluestone, Silverstream, NetDynamics, Kiva Software, Allaire и WebLogic (в ту пору — независимая компания).
После той первой встречи Миллс собрал небольшую группу из 25 человек, чтобы начать работы над продуктом, который впоследствии стал WebSphere.
Руководителем команды был Крис Вихер -- сейчас он вице-президент по решениям для средних компаний в департаменте IBM по разработке программных продуктов.
“Два первых варианта WebSphere обеспечивали быструю разработку и развертывание интернет-приложений, поддерживающих http, Servlet и Java Server Pages, — вспоминает Вихер. — Однако учитывая запросы пользователей и предвидя их будущий рост, IBM быстро расширила сферу действия WebSphere Application Server на область приложений по транзакциям и дальше”.
Как рассказал Вихер, группа начала работать над WebSphere в первом квартале 1998 г. и уже через шесть недель представила Миллсу прототип продукта: “Он быстро понял, чтó мы сделали и куда направлены наши усилия, дал нам указание по использованию сервера Apache Web, придумал название и спросил нас, когда всё это будет выпущено в виде стандартного продукта IBM”.
По словам Вихера, его команда выпустила первую общедоступную версию WebSphere во втором квартале 1998 г., а вторую — в третьем.
“Однако пользователи отметили, что к концу года были решены далеко не все проблемы”, — подчеркнул Миллс. По его словам, клиенты IBM хотели, чтобы их ПО, контролирующее транзакции и брокерские технологии, работало вместе с их же сервером приложений. IBM приобрела тогда компанию Transarc, которая сделала монитор транзакций Enchina. Как раз оттуда и пришел основатель и бывший глава этой фирмы Спектор.
“Нашим клиентам нужен был сервер интернет-приложений, объединенный с монитором транзакций и брокером, — сказал Миллс. — Они утверждали, что это три совершенно разные вещи и жизнь стала бы гораздо проще, если их свести в нечто единое”.
Миллс вспоминает, что IBM приняла решение удовлетворить запросы пользователей и к 2002 г. вся требуемая функциональность была включена в продукт параллельно с расширением его возможностей.
В истории успеха, которую профессор Крис Тримбл из бизнес-школы Tuck в Дортмуд-колледже написал для своих студентов, говорится: “Сервер приложений WebSphere приобрел большую популярность в 2002-м. Корпорация IBM выпускала новые его версии каждый год. Стандарты обновлялись очень быстро, что создавало определенную сложность. Безусловно, ПО IBM в чем-то было уникально, но по мере возможности в нёго вводилась поддержка внешних стандартов”.
Тримбл, который специально изучал WebSphere, сказал, что в 2002 г. стратегические цели IBM в отношении этого продукта были очевидны: предложить рынку самый работоспособный сервер приложений. “Главными критериями его оценки для пользователей было количество систем, с которыми сервер мог соединяться (т. е. мэйнфреймы IBM, базы данных IBM и Oracle, корпоративное ПО SAP, ПО для управления взаимоотношениями с клиентами разработки Siebel и т. д.), безопасность, скорость работы, масштабируемость и надежность. Кроме того, покупателям было важно, насколько просто можно разработать новое приложение для использования на этом сервере ”, — пояснил он.
К 2004 г. амбиции разработчиков WebSphere расширились и в это решение стали включаться другие бренды ПО IBM.
Тримбл пишет: “По мере того, как платформа WebSphere расширялась от сферы действия своего основного продукта — сервера приложений до более широкого набора инструментов для программистов, расширялся и сам этот бренд — от определенного набора функций до философии построения современной корпоративной ИТ-системы, включая и управление ею. Одним из главных философских принципов стала совместимость и возможность повторного использования разработанных на базе WebSphere приложений с большинством других систем”.
В переписке по электронной почте с eWeek Тримбл подчеркнул, что другими факторами, приведшими к успеху, стали вовлеченность топ-менеджмента на всех этапах работы, а также взаимодействие между нарождающимся бизнесом WebSphere и остальной корпорацией, что позволило WebSphere использовать огромные активы IBM и не погрязнуть в ежеквартальных планах. IBM вкладывала средства в своё детище в течение всех десяти лет, не обращая внимания на резкие подъемы и спады ИТ-рынка.
Все это время корпорации приходилось конкурировать с компанией BEA Systems и её разработкой Weblogic. “Однако ВЕА так и не удалось создать настоящий дизайн нового поколения. Их дизайн был проще, но он был и более уязвим для атак снизу”, — констатировал Миллс, имея в виду такие продукты, как сервер приложений с открытым кодом JBoss.
По словам Миллса, WebSphere относится к тому же классу ключевых технологий IBM, что и база данных IMS для мэйнфреймов, а также сервер транзакций CICS.
“На серверах Java-приложений я постоянно вижу WebSphere, Oracle WebLogic (прежде — BEA) и JBoss, — сказал аналитик из компании Forrester Research Джон Раймер. — Продукт Glassfish корпорации Sun Microsystems представляет серьезную конкуренцию для JBoss среди приложений с открытым кодом, которые начинают использовать клиенты”.
Крейг Хайман, вице-президент подразделения WebSphere и ПО для приложений и интеграции в департаменте ПО IBM, говорит, что работает над WebSphere с самого начала уже десять лет: “В те далекие дни мы воплотили идею WebSphere в продукт, потом продукт преобразовали в платформу, а затем из платформы -- в портфель SOA-решений (сервисно-ориентированных. – Прим. ред.)”.
Миллс считает, что эволюция WebSphere сделала продукт неуязвимым для конкурентов. По его словам, он совершенно не озабочен конкуренцией на этом рынке, особенно со стороны решений с открытым кодом.
У Раймера из компании Forrester иная точка зрения. “По-моему, открытый код представляет серьезную проблему для IBM и Oracle WebLogic, — считает он. — Как показывают наши обзоры, решения с открытым кодом являются хорошей альтернативой для многих организаций, заинтересованных в более низкой стоимости традиционных продуктов. От этого направления развития выигрывают JBoss и Sun”.
Как заявил Миллс, у корпорации нет планов открывать код WebSphere, хотя она и построена на сервере Apache Web c открытым кодом. В сегменте мэйнфреймов IBM предоставляет ПО в виде кодов, но с WebSphere этого не произойдет. Некоторые программные решения данного класса никогда не будут бесплатными”, — утверждает он.
По мнению Миллса, на примере WebSphere видно, что IBM переходит к более активной модели сотрудничества. К группе разработчиков постепенно подключаются всё новые команды из самых разных городов. Сегодня над этой технологией трудятся 6 тыс. разработчиков в 80 местах.
Как пойдёт развитие дальше? “Масштабируемость, масштабируемость и еще раз масштабируемость, — считает Миллс. — Мы собираемся обрабатывать больше данных, больше транзакций и наращивать производительность. Мы улучшаем автоматизацию, самодиагностику и расширяем возможности восстановления. Строя WebSphere, мы как-то мало думали об операционной системе, и поэтому сама WebSphere очень похожа на ОС”.
Раймер написал отчет для Forrester, где утверждает, что пользователи сервера приложений хотели бы, чтобы тот больше ориентировался на сервисы, социальные сети, RIA (многофункциональные интернет-приложения) и технологии Web 2.0. Всё это предоставляет продукт IBM.
Следующая, седьмая версия WebSphere будет выпущена в конце нынешнего лета. По словам Хаймана, IBM серьезно улучшила шесть основных направлений: ориентацию на сервисы, аналитику, активный контент, бизнес-политики, бизнес-правила и события.
“Версия 7 даст вам возможность выполнять больше работы на меньшем количестве серверов, — заявил он. — Фактически это компьютерный эквивалент того, что у автомобилистов называется количеством километров на литр бензина”.
Кроме того, WebSphere 7 будет содержать улучшенные возможности управления и расширенную поддержку Web 2.0 в виде поддержки интерфейсов REST (Representational State Transfer) и Dojo Toolkit (набор инструментов для разработки AJAX).