В конце июля корпорация Microsoft опубликовала итоги очередного финансового года, который закончился 30 июня: доход компании составил 60,4 млрд. долл., а чистая прибыль (после уплаты всех налогов) — 17,7 млрд. Годовой рост по этим показателям равен 18 и 26% соответственно (год назад — 15 и 12%). Конечно, это не 30—40% как было в 90-е, но все равно до стагнации бизнеса корпорации, которую многие предрекают уже много лет, похоже, еще далеко. Отметим также, что Microsoft перевыполнила свои “обязательства” по бизнес-результатам: год назад компания прогнозировала выйти по доходам на отметку 57—58 млрд. долл.

Однако, кроме финансовых итогов в целом, любопытно посмотреть, как развиваются отдельные направления бизнеса Microsoft. Особый интерес всегда вызывают направления операционных систем Windows для ПК и семейства MS Office, традиционно составляющие основу бизнеса корпорации (на них приходится более 50% от общего объема продаж продуктов Microsoft и до 80% получаемой прибыли). Прошедший финансовый год в этом смысле стал особым — как раз на него пришелся период начала широкого продвижения новой настольной платформы — Windows Vista и Office 2007. В первой половине 2008 г. в СМИ и интернет-блогах было много разговоров о проблемах Microsoft в этой области, и, как выяснилось, они были вполне обоснованными: оказалось, что в III квартале финансового года корпорации (I квартал календарного 2008 г.) продажи Windows и Office у Microsoft впервые за многолетнюю историю упали.

Однако сведения по заключительному кварталу и по году в целом показывают — дела идут нормально. Доходы подразделения Client (направление Windows) выросли за год на 13% (до 16,9 млрд. долл.), а Business Division (это в основном пакет Оffice) — на 15% (до18,9 млрд.). Эти темпы несколько ниже, чем по корпорации в целом, но для первых полутора лет для новых продуктов на рынке это очень неплохо.

Уверенно растет третье ключевое направление Microsoft — серверных продуктов и инструментов разработки: за год их поставки увеличились на 18% (до 13,2 млрд. долл.). Самым же быстрорастущим подразделением корпорации является Entertainment and Devices Division (игры, развлечения и мобильные решения) — рост на 34% (до 8,1 млрд.). Однако в данном случае, видимо, важнее другое — похоже, впервые за свою историю это бизнес-направление стало прибыльным (в предшествующем финансовом году оно принесло почти 2 млрд. долл. убытков, а в завершившемся — 426 млн. прибыли). По направлению Online Services Business также отмечена высокая динамика (32% роста, 3,2 млрд. долл. дохода), но оно по-прежнему является убыточным для корпорации (1,2 млрд. долл. убытков) — погоня за Google обходится Microsoft недешево, но корпорация, конечно, может это себе позволить.

В новый финансовый год Microsoft вступила, внеся некоторые коррективы в свою организационную структуру: корпорация решила выделить направление Online Services в отдельное подразделение, а Windows Live оставила в Platform Devision.