Несмотря на то что на рубеже 2006—2007 гг. компания Boeing свернула свой сервис Connexion, идея предоставления доступа в Интернет для пассажиров трансатлантических рейсов витает в воздухе и определенная часть пассажиров готова платить за такую услугу. Именно поэтому одна из крупнейших авиакомпаний США, Delta Airlines, решила установить на своих самолетах оборудование, с помощью которого пассажиры получат доступ к Интернету по беспроводному протоколу Wi-Fi, являющемуся рыночным стандартом для ноутбуков, нетбуков, смартфонов, коммуникаторов и даже игровых приставок. Напомним, что с момента сворачивания сервиса Boing'ом дальше аналогичных экспериментов таких авиакомпаний, как American Airlines, Turkish Airlines, Qantas Airways и JetBlue Airways, речь о масштабных проектах по Wi-Fi в самолетах пока не шла — беспроводной Интернет для путешественников был доступен только в гостиницах, аэропортовых терминалах или скоростных экспрессах “город –аэропорт”.
Как и голосовая связь по мобильным телефонам на борту авиалайнеров, доступ в Сеть будет осуществляться по спутниковому каналу: цена на оборудование для связи через спутники стабилизировалась, а число пользователей, которые берут с собой в путь мобильные ПК, растет лавинообразно. К слову, размеры этого оборудования уменьшаются — его совершенно спокойно можно устанавливать даже в небольшой самолет на 3–5 человек типа Falcon.
Поскольку репитеры Wi-Fi будут устанавливаться во всех салонах авиалайнеров, уровень излучения от них и пользовательских терминалов будет минимальным, поэтому специально экранированные кабины пилотов с чувствительными приборами связи и глобальной навигации никак не пострадают от внедрения такого сервиса. Партнером Delta Airlines в этом проекте выступает телекоммуникационный оператор Aircell (ведущий поставщик технологий воздушных коммуникаций для бизнес- и коммерческой авиации), изначально такими системами будут оснащены самолеты 133 MD88/90 (для повышения их привлекательности у пассажиров), а в первой половине 2009 г. это оборудование появится на более чем 200 лайнерах Boeing 737, 757 и 767-300. Инсталляция “железа” будет проходить поэтапно (как и обучение стюардесс работе с этим сервисом и решению типичных проблем), поэтому на сайте авиакомпании в ближайшее время можно будет увидеть, какой борт уже поддерживает “небесный Интернет”, а какой еще нет.
К сожалению, Интернет в полете пока будет предоставляться только на рейсах внутри США — специалисты авиаперевозчика говорят о тестовой эксплуатации подобного сервиса и изучении всех потенциалов новой услуги. Уже известны тарифы на такие услуги — 9,95 долл. при рейсах продолжительностью не более 3 ч и 12,95 долл. при более длительных перелетах. Учитывая, что цена Wi-Fi в аэропортах США редко опускается ниже 5–7 долл./ч, такие цены можно признать вполне умеренными.
Первые маршруты, куда будут направляться такие самолеты, уже известны — это Лос-Анджелес – Нью-Йорк, Нью-Йорк – Майами, а также Нью-Йорк – Сан-Франциско. Заказать себе доступ в Интернет на конкретном рейсе можно уже при покупке билета через Интернет — пароль и логин будут указаны пользователю в его электронном билете (заплатить можно и в самолете — оплата по кредитной карточке). Типовая скорость, предоставляемая каждому пассажиру, скорее всего будет варьироваться от 128 до 512 Кбит/с в зависимости от загрузки канала. Учитывая, что регулярные рейсы часто следуют с серьезным недобором, получить приемлемую скоростью для просмотра почты, веб-сайтов или видео-стримминга представляется вполне реальным. Но не очень понятно, можно ли будет использовать для работы портативные Wi-Fi/VoIP-телефоны и просто VoIP-сервисы с ноутбука — о временных задержках в прохождении сигнала пока ничего не известно.