Два ведущих игрока рынка ПО для управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) объявили о слиянии. Компания JDA Software покупает фирму i2 Technologies за 346 млн. долл. По плану сделка завершится в четвертом квартале нынешнего года. Аналитики опасаются, что уход i2 из числа независимых игроков положит конец эпохе инноваций на рынке SCM.
Но компания JDA полна оптимизма. По словам ее исполнительного директора Хэмиша Бревера, приобретение i2 позволит сформировать полный портфель продуктов и услуг для планирования и оптимизации цепочек поставок: “Приобретая i2, мы удваиваем наш потенциальный рынок, включая в него дискретное производство, укрепляем наше присутствие на рынке процессного производства, усиливаем позиции в розничной торговле и управлении транспортировками”.
Участники сделки надеются получить от слияния несколько результатов. Во-первых, предполагается, что усиление финансового положения позволит активнее поддерживать долгосрочные инвестиционные проекты и разработки. Ведь доход объединенной компании, полученный путем суммирования оборотов обоих игроков, достигает 635 млн. долл. Во-вторых, комбинирование опыта в разных областях даст возможность расширить компетенцию в сфере планирования и оптимизации цепочек поставок. Так, i2 обладает экспертизой в дискретном производстве (электроника, высокие технологии, автоматика и т. д.), а JDA имеет сильные позиции в процессном производстве, дистрибуции, розничной торговле и сфере обслуживания. И, наконец, объединение заказчиков позволит создать базу из более 6000 клиентов.
По оценке аналитической компании Gartner, мировой рынок ПО для управления цепочками поставок сейчас на подъеме. В 2007-м его объем вырос на 17,6% и достиг почти 6 млрд. долл. Впрочем, свой вклад внесло снижение курса доллара. Без этого рост был бы ниже примерно на 4%. Аналитики объясняют востребованность SCM-систем тем, что они направлены на решение текущих экономических проблем, таких как повышение издержек, увеличение конкуренции и усиление требований клиентов. Данная технология позволяет предприятиям повысить степень удовлетворения заказчиков и поставщиков за счет мониторинга их потребностей и улучшения планирования.
Явными лидерами рынка являются компании SAP (22,4%) и Oracle (16%). За ними с большим отрывом следует JDA Software (3,6%). У фирмы i2 доля меньше, и она не попала в ведущую пятерку. Так что эта сделка, хоть и позволит JDA Software укрепить свою позицию, но не даст возможности приблизиться к чемпионам.
Аналитики отмечают сильную фрагментацию рынка SCM: на долю пяти основных игроков приходится около половины объема, а остальную часть “пирога” делит между собой множество компаний с долями меньше 2%. Поэтому Gartner прогнозирует усиление консолидации. В 2007-м произошло 25 крупных слияний. В этом году данный процесс продолжился, что подтверждает сделка между JDA Software и i2.
Рассматривая перспективы этого объединения, Gartner отмечает, что оно более выгодно для JDA, чем для i2. Первая заплатила за покупку ненамного больше годового оборота i2, но сможет увеличить доход за счет расширения клиентской базы.
Что касается получения синергетического эффекта, то аналитики предвидят возможные трудности. Дело в том, что бизнес-модели компаний сильно отличаются. JDA фокусируется на продвижении пакетного ПО, а i2 — на разработке новаторских решений. Неизвестно, какой подход выберет объединенная компания.
Кроме того, клиенты обоих участников сделки принадлежат к разным отраслям. У JDA большинство заказчиков работают в сегменте потребительских товаров и розничной торговли, а у i2 — в области высоких технологий, производства полупроводниковых приборов и автомобилестроения. JDA надеется, что технологии i2 для дискретного производства позволят ей воспользоваться своим опытом для привлечения заказчиков из массовых рынков, но решения i2 предназначены для очень сложных цепочек поставок и вряд ли подойдут фирмам, занятым в области массового обслуживания.
Имеются различия в корпоративной культуре. JDA в сильной степени сосредоточена на продажах, а i2 — на разработке новаторских решений. Объединенной компании будет непросто добиться согласования, а провал может привести к уходу ключевых сотрудников и снижению темпа внедрения инноваций.
И, наконец, аналитики отмечают наличие классической проблемы всех слияний — пересечение продуктовых линеек. У обеих компаний имеется немало таких совпадений, что затрудняет процесс выбора оптимального варианта. На данный момент о дальнейших планах развития продуктов ничего не известно. Но JDA обещает сообщить их через полтора месяца после завершения слияния.
Поэтому Gartner несколько пессимистически оценивает эту сделку, полагая, что без i2 на рынке SCM может возникнуть вакуум новаторских решений.