В недалеком будущем первую половину 2008 г. можно будет рассматривать как своеобразный водораздел в развитии корпоративной мобильности: наступил момент, когда кумулятивный эффект от роста интенсивности использования и увеличения разнообразия беспроводных устройств, а также ужесточение требований безопасности и совместимости сделали управление мобильностью главной заботой CIO.
Мобильность сегодня стоит на первом месте в списке забот лидеров отрасли, что следует из обзора, выполненного в апреле компанией Forrester (Кеймбридж, шт. Массачусетс). Как отметили 65% опрошенных, цель номер один — это предоставление большей поддержки мобильным сотрудникам. Во многих отраслях экономики (транспорт, логистика, перевозка товаров, аварийно-спасательные службы и торговля) — это почти очевидный лозунг. Мобильность сегодня играет ключевую роль в компаниях как технология, поддерживающая ежедневное функционирование бизнеса и несущая новые методы работы.Джим Лугорский, СТО нью-йоркского поставщика медицинских услуг TransCare, приводит пример одной модели использования мобильности: “Мы начали с простой идеи: GPS на мобильных терминалах избавит наших диспетчеров от необходимости постоянно звонить водителям и спрашивать, где они находятся. Но затем мы увидели, какой поток данных идет к нам, и поняли, что можем с их помощью решить и другие проблемы. Например, мы использовали все данные от GPS о маршруте, чтобы понять, где лучше остановить грузовик в связи с возникшими запросами. Мы использовали всю базу данных, полученных через GPS, для оптимизации перемещения сотрудников и расписания смен, чтобы все заказчики нашего региона получали адекватные услуги, а сотрудникам было легче добираться до своих автомобилей в начале рабочих смен. Мы оптимизировали маршруты перевозок, чтобы сократить расход горючего, но кроме того улучшили свои действия в самых разных областях, и всё это благодаря большому объему оперативной информации. С помощью мобильности мы повысили прибыльность и улучшили качество услуг”.
Интересно, что технически грамотные сотрудники, включая и многих работников ИТ-департаментов, быстро научились использовать свои личные мобильные устройства для бизнес-целей. После этого они стали требовать вместе с продвинутыми представителями руководства интеграции их мобильных устройств в ИТ-инфраструктуру компаний.
В результате во многих видах бизнеса произошел определенный разрыв между официальной политикой в области мобильности, которая была направлена на обеспечение жесткой дисциплины, аналогичной принятой при работе с ПК, и гораздо более терпимой реальной ситуацией. По данным отчета Forrester, 75% опрошенных компаний приобретают мобильные устройства и услуги по запросу своих сотрудников. Еще 15% практикуют некоторый промежуточный подход, когда сотрудники самостоятельно покупают мобильные устройства, а компания частично оплачивает стоимость их эксплуатации. Только 10% никак не оплачивают мобильную деятельность своего персонала.
66% респондентов отметили, что предлагают мобильные возможности своим работникам строго в связи с их должностью и обязанностями. Но когда руководителей этих компаний попросили более точно перечислить критерии, по которым пользователи получают доступ к мобильным услугам, возникла более размытая картина. Практически единственным требованием является большое количество поездок, а 25% ответили, что принимают решение о предоставлении сотрудникам мобильных возможностей индивидуально в каждом конкретном случае.
Ответы, приведенные в отчете, развеивают и еще один миф о строгости мобильных корпоративных правил и их эксклюзивности: когда топ-менеджеров североамериканских компаний спросили о том, какие из шести популярных операционных систем для мобильных устройств используются в их компаниях, оказалось, что как минимум две. Большинство назвало BlackBerry с Windows Mobile 6x. Более 25% подтвердили, что применяют Palm OS, Windows CE и Linux.
Шанс сказать “да”
Почему же ИТ-специалисты так безоговорочно поддерживают мобильность? По мнению экспертов компании Forrester и некоторых других специалистов, мобильность — это область, в которой правит технологический популизм: все молодые сотрудники требуют поддержки своих мобильных устройств. Но это поверхностное мнение игнорирует тот факт, что ИТ-персонал традиционно является самым активным пользователем новых технологий, к их числу можно отнести и руководство компаний.
На мой взгляд, было бы точнее сказать, как это делает Крис Хофф, главный архитектор систем безопасности компании Unisys, что мобильность предоставляет службам ИТ “возможность реже говорить «нет»”. В ИТ-департаментах есть стандартные мобильные решения, но они должны обращать внимание и на запросы продвинутых сотрудников, чтобы понять направление развития этих технологий.
Крис Бури, CIO компании Hitachi Consulting из Далласа, рисует очень типичную картину. В его компании работает более 1500 ИТ-консультантов, обслуживающих сотни глобальных клиентов. В компании традиционно практикуется высокая культура работы с ПК, а ноутбуки ThinkPad фирмы Lenovo выдаются сотрудникам по нескольким критериям (компактные — тем, кто много разъезжает, производительные с двухъядерными процессорами — разработчикам и т. д.). Безопасность ноутбуков обеспечивает компания CompuTrace — она реализует систему централизованного управления, где фиксируется время работы каждого из сотрудников и есть возможность удаленного управления украденным ПК.
А вот в области мобильных устройств Hitachi Consulting движется по течению: “Мы поддерживаем BlackBerry через BlackBerry Enterprise Server и Windows Mobile, так же как и другие операционные системы, — сказал Бури. — Сотрудники сами покупают себе мобильные устройства, а мы частично оплачиваем их использование”. Только один специалист требуется для администрирования программы мобильности и ПК.
“Мы прилагаем серьезные усилия, — говорит Бури, — для обеспечения безопасности личной информации, которая переносится на мобильные и портативные устройства. Мы работаем над решением, которое затронет все персональные технологии. Например, мы ищем решения, которые бы могли зафиксировать использование USB-устройств, и стремимся применить к ним шифрование и обеспечить запись всех операций и копируемых на эти устройства файлов. Мы также ищем решения для электронной почты, которые могли бы распознавать секретные документы и непубличную информацию и шифровать ее перед передачей”.
В компании Unisys сотрудники ИТ-департамента и руководство компании разработали некоторые инновационные правила для установления хороших отношений между ИТ-сотрудниками и теми, кто стремится самостоятельно управлять своими используемыми для работы устройствами. “Мы пропагандируем концепцию цифровой доступности, — пояснил Хофф. — Определенному числу сотрудников выделяются средства на самостоятельную покупку оборудования. Далее они получают подготовку для работы с этим оборудованием, но покупать и поддерживать его работоспособность они должны самостоятельно. Сейчас мы ограничиваем сферу действия этой программы только техническим персоналом, который работает над внутренними технологическими проектами и не касается основных корпоративных данных или приложений. В будущем вполне возможно расширение сферы действия этой модели, особенно в связи с тем, что все больше данных и приложений направляются в “облако” Интернета”.
Такая позиция имеет право на существование из-за быстрой смены мобильной технологии, когда приложения и удобство пользования, а не сами функции начинают определять выбор платформы.
Мишель Пелино из аналитической консалтинговой компании Forrester, ведущий аналитик в области корпоративного маркетинга беспроводных технологий, полагает, что в очередной раз толчком к улучшению корпоративных приложений станет пример потребительского рынка, где такие устройства, как iPhone, наглядно демонстрируют, что будущее мобильности связано с сенсорными экранами и доступом в Интернет. Во втором квартале появились мобильные банковские услуги Bank of America и других финансовых организаций. В случае Bank of America — это загружаемое в iPhone и iPod Touch приложение для определения местоположения банкоматов.
Сегодня iPhone полностью доминирует на потребительском рынке, и все дискуссии о будущих приложениях и удобстве работы с ними в основном связаны с интересными возможностями интернет-доступа с этого устройства. В корпоративном секторе ИТ-департаменты ощущают все возрастающее давление в плане использования iPhone, хотя остаются серьезные вопросы относительно его эксплуатационной надежности и безопасности.
Но даже некоторые эксперты в области безопасности очарованы удобством работы с iPhone и выступают в его поддержку. “Я 15 лет работаю в области информационной безопасности, — сказал Хофф, — но кроме этого я фанат любых технологических новинок. У меня есть огромное желание использовать такие устройства, как iPhone, для бизнеса, и мне хочется найти пути решения проблем, связанных с его безопасностью, чтобы воплотить мои мечты в реальность”.
В течение следующих 12—18 месяцев схемы приобретения мобильных устройств для корпоративных нужд могут быть полностью разрушены из-за появления открытых мобильных платформ и приложений нового сообщества Nokia/Symbian и Google Android. Эти архитектуры увеличат мощность и программируемость мобильных устройств и снизят их стоимость, особенно в сегменте high-end.
Когда плагины для Eclipse, эмуляторы различных устройств и другие программные инструменты предлагаются бесплатно, это открывает возможности для свободных от риска экспериментов разработчиков. Все эти новые архитектуры приложений не только производительны, но и легки в освоении.
Фокус на ближайшем будущем
В поворотный момент мобильной эволюции имеет смысл сфокусироваться на ближайших перспективах. Именно это считает основополагающей мобильной стратегией Жаклин Баретта, вице-президент и CIO глобальной цепи поставок, транспорта и логистики компании Conway, в отличие от гораздо более подробного оптимизированного планирования, которое она с коллегами практикует для ключевых направлений своего бизнеса: “Мы всегда тщательно проводим долгосрочное планирование нашего бизнеса, задолго определяем оптимальные места для центральных складов, поскольку это имеет большое значение для динамичного развития регионов, которые обслуживаются этими складами, изучаем вопросы доступности рабочей силы и развитости аналогичных услуг в регионе и даже трафик на дорогах между городами. А вот для мобильности мы решили ограничиться более коротким периодом планирования. Мы фокусируемся на определенных возможностях или группе возможностей, полагая, что именно это самое важное, хотя инфраструктура для их реализации может измениться”.
Каков же вывод? Несмотря на некоторые опасения, ситуация с корпоративной мобильностью не находится в кризисе, но пока у ИТ-сообщества нет четкого понимания, как преодолеть все проблемы и определить строгие правила для тех, кто использует эту технологию. По мнению аналитика компании Forrester Бенджамина Грея, имеет смысл применить более гибкий подход. Суть его состоит в следующем. ·
- Проанализируйте наиболее серьезные проблемы управления устройствами. Внедрите везде, где только можно, параллельные и многоплатформенные системы управления, которые поддерживают стандартные схемы работы с устройствами, реализуют функции архивирования (по воздуху), позволяют загружать приложения и удаленно заблокировать устройство и его память в случае потери или кражи.. ·
- Соберите всю информацию о корпоративном использовании мобильных устройств для управления активами компании. Это даст возможность оценки ситуации с помощью одного клика и позволит сохранить все записи, которые могут оказаться полезными при будущем планировании возможностей. ·
- Подумайте о техническом популизме. Большинство компаний ищут варианты собственной мобильности через управление конечными устройствами и выбор услуг, но постепенно крепнет тенденция свободного выбора, которая открывает доступ к более широкому спектру совместимых устройств и партнерству с сотрудниками, дающему им возможность самостоятельного выбора оптимального режима работы и использования потребительских технологий в бизнесе. ·
- Пересмотрите границы корпоративной сети.: “В недалеком будущем, -- считает Хофф, -- появится возможность обрисовать абстрактный сетевой периметр внутри мобильного устройства. Например, доступ к определенным частям файловой системы или к некоторым периферическим устройствам, таким как камера или система хранения, может быть запрещен или ограничен с помощью политик, управления цифровыми правами и другими технологиями на тот срок, пока устройство находится в корпоративной сети или содержит в себе файлы, относящиеся к бизнесу, независимо от того, кто владеет этим устройством”.
Для снижения издержек и повышения эффективности имеет смысл обратить внимание на конвергенцию фиксированной и мобильной связи, суть которой заключается в возможности мобильных устройств связываться через свободные сети Wi-Fi и аналогичные широкополосные локальные сети, что открывает новые пути для использования этих устройств за пределами внутренней корпоративной сети. Например, Джеймс Томпсон, директор информационных систем Adrienne Arsht Center for the Performing Arts of Miami-Dade County, поддерживает устройства BlackBerry Curve, которые связываются с оператором T-Mobile в городе, а в самом центре работают через свободный доступ Wi-Fi. Одним из преимуществ такой схемы, по мнению Томпсона, является то, что “связь никогда не прерывается, хотя T-Mobile проникает не во все помещения здания, Wi-Fi работает всюду”.
Род Сагарси, CIO чикагской юридической компании Brinks, Hofer, Gilson и Lione, занимающейся интеллектуальной собственностью, реализовал у себя полную конвергенцию мобильной связи BlackBerry и корпоративной телефонной станции Avaya, используя Avaya EC500 Extension для сотовых устройств: “Наши адвокаты могут начать разговор через BlackBerry по пути из дома на работу, войти в офис и переключиться на Wi-Fi, затем сесть за свой рабочий стол, включить ноутбук и перевести разговор на обычный телефон Avaya, не прерывая его ни на секунду”.
Грей из компании Forrester и другие аналитики говорят о том, что пришла пора ввести специальную должность в ИТ-иерархии — ответственный за мобильность. Этот человек должен отвечать за управление всей мобильной инфраструктурой и активами и вырабатывать стратегию развития мобильной связи по всем направлениям бизнеса с использованием всех имеющихся в наличии приложений.
Ясно одно — есть большое стремление сделать все это, но пока мы не ощутили сильной поддержки со стороны экспертов и CIO, с которыми беседовали. Может быть, это связано с тем, что сложно отделить личное мнение человека от его же мнения как руководителя бизнеса?