Компания “Яндекс”, лидирующая на отечественном рынке Интернет-поиска, решила пойти по стопам “Рамблера” и “Mail.ru” и запустила интернет-мессенджер “Я.Онлайн”. Авторы проекта считают, что “программа хорошо интегрирована с блогами и почтой “Яндекса»”, что, однако, на наш взгляд, совершенно не дает оснований для того, чтобы она могла получить значимую стабильную аудиторию на интернет-рынке. Текущий функционал сервиса совершенно не очевиден — сложно представить, что пользователь с устоявшимися привычками будет переходить от использования любимых программ на “Я.Онлайн": в системе нет глобальности, нет и развитого функционала.

Напомним, что изначально “Я.Онлайн” был открыт в сентябре 2007 г. в качестве службы уведомления о новых письмах в “Яндекс.Почте”. С февраля 2008-го в “Я.Онлайне” установлена поисковая строка и нотификаторы погоды и пробок, а в марте 2008-го вышла версия “Я.Онлайна” с бесплатным антивирусом Касперского.

Отметим, что решению “Я.Онлайн” еще очень далеко до сколько-нибудь развитой системы интернет-агрегатора для работы с системами мгновенных коммуникаций. К примеру, несмотря на то что программа поддерживает технологию Jabber и “позволяет взаимодействовать с учетными записями, созданными как на “Яндексе”, так и на других jabber-серверах”, как заявляют официальные представители компании “Яндекс”, вобрать в себя десяток-другой популярных систем у разработчиков явно не получилось — возможность общения из “Я.Онлайна” с пользователями ICQ (как, впрочем, и локального Mail.ru Agent) “пока не реализована”, как это дипломатично написано на сайте проекта. Как нам представляется, она не будет реализована еще долгое время — все-таки это прямые конкуренты.

К слову, вызывают легкое недоумение правила добавления пользователей из GMail, Livejournal, QIP и т. д. Знаете, как предлагают это сделать создатели “Я.Онлайн»? Я ни с первого, ни с третьего раза не догадался — пришлось зайти в список FAQ, где и были обнаружены искомые данные. Оказывается, надо нажать на кнопку “Добавить контакт” и указать адрес (Jabber ID, JID) своего друга — user@gmail.com, user@livejournal.com или user@qip.ru. Это, конечно, крайне “очевидно” для непросвещенного пользователя.

Нет в системе и VoIP-витрины с возможностью выбора оператора для каждого звонка, причем доступ к этой функции полностью отсутствует. Не реализована передача файлов между пользователями как напрямую, так и через центральный сервер, если прямой коннект нестабилен с одновременным чатом. Отсутствует видеосвязь — а между тем, это крайне полезная функция для популярности ПО общения по направлениям компьютер – компьютер и компьютер – смартфон.

Стоит ли говорить, что у “Я.Онлайн” нет мобильной версии для смартфонов и коммуникаторов? Да, ее нет и не планируется, как и функционала детектирования хотспотов Wi-Fi в режиме реального времени, автоматического переключение на free-хотспот при его наличии, а также call-back на любую SIM-карту, которая в настоящий момент вставлена в терминал. Даже основная функция, обмен текстовыми сообщениями, полностью “обрезана” — к примеру, нельзя отправлять свои сообщения на SMS с получением ответа, который набивается на телефоне. В зачаточном состоянии представлено окно дополнительных услуг, куда данные подгружаются в режиме реального времени в зависимости от настроек пользователя. По умолчанию доступны мгновенные уведомления (о новом письме, как только оно придет), но использовать программу для одновременной проверки двух ящиков нельзя — можно лишь настроить пересылку писем с одного ящика на другой, а уже к нему подключить “Я.Онлайн”. Также в дополнительном окне доступна проверка почты при включении компьютера (но без функции push e-mail), а также “окошки” Погода, Пробки и Поиск Яндекса.

Правда, системные ресурсы, необходимые для работы “Я.Онлайн”, вполне демократичны — это Windows XP SP2 и выше, Flash 8 и выше, аж 100 Мб свободного места на диске и доступ к Интернету.