Вслед за компаниями “МегаФон” и МТС компания “ВымпелКом”, крупный оператор мобильной связи, запустила сети третьего поколения в ряде российских регионов. На сегодняшний момент в Санкт-Петербурге у “ВымпелКома” работает 150 базовых станций 3G, охватывающих более 40% территории города. В Самаре и Тольятти обеспечено покрытие в центре городов и наиболее густонаселенных районах, а в течение 2009 г. эти города будут охвачены полностью. В Нижнем Новгороде 3G-сетью покрыт весь центр города и наиболее густонаселенные районы (Московский, Сормовский, Автозаводский, Советский, Нижегородский, Приокский, Канавинский), а в ближайшие месяцы сетью 3G будет обеспечено 80% Нижнего Новгорода, а также города Дзержинск, Кстово, Бор. В Челябинске уже осуществлено полное покрытие города, а к концу года сеть 3G будет присутствовать во всех правобережных районах Магнитогорска.
Общая тенденция развития сетей для этих и остальных регионов (до конца года “ВымпелКом” планирует охватить UMTS-сетями 40 крупных городов России) повторяется: сначала покрытие обеспечивается в центральных и наиболее густонаселенных частях города, далее оно будет расширяться преимущественно вдоль главных автомобильных трасс в спальные районы, затем — область, дачные поселки, станции метро.
Пока не известно, будут ли для развития покрытие 3G-сетей в помещениях применяться фемтосоты — миниатюрные базовые станции, обеспечивающие связь в радиусе нескольких десятков метров от места установки приемопередатчика. Обычно они реализуются ИТ-подразделениями сотовых операторов в деловых центрах, ресторанах и коттеджах для улучшения качества связи. По прогнозам аналитиков, только в Западной Европе к 2011 г. будет инсталлировано более 17 млн. устройств, объединяющих в себе систему радиодоступа 3G (с поддержкой протокола HSDPA) и элементы опорной сети, что позволяет быстро и экономно реализовывать беспроводную связь в том или ином здании.
В целом сети 3G в указанных регионах строились и вводились в тестовую эксплуатацию с осени 2007 г., однако у компании не было стремления запускать их в коммерческую эксплуатацию ради самого запуска. Специалисты “ВымпелКома” посвятили почти год тестированию операторского оборудования, настройке систем эксплуатации и поддержке пользователей, а также разработке услуг и наполнению рынка абонентским оборудованием, отвечающим стандарту 3G. Кроме того, за это время оператору удалось “обкатать” взаимодействие с регулирующими органами (оформление документов на позиции для БС, процесс сдачи в эксплуатацию сооружений связи, оформление гигиенических сертификатов и т. д.) и с абонентами (основные и дополнительные услуги, тарификация, пакетные предложения и, конечно, биллинг). Напомним, что компании “большой тройки” получили лицензии на строительство сетей 3G на всей территории России в апреле 2007 г.
Основной акцент у “ВымпелКома” будет сделан на высокоскоростной Интернет-доступ, который позволит абонентам, оснащенным 3G-терминалами или мобильными модемами, пользоваться доступом в Сеть, работать с электронной почтой на скорости, близкой к скорости ADSL-канала (порядка 500–600 кбит/с), играть в онлайн-игры и обмениваться мультимедийным контентом. Для этого пользователям уже около года предлагаются различные варианты тарифов и оборудования под общим брендом “Мобильный офис”, а совсем недавно, в середине июля, компания анонсировала продукт “Билайн Интернет Дома”, который обеспечивает возможность выхода в Интернет со стационарного компьютера или ноутбука, посредством портативного модема, с помощью технологий передачи данных GPRS/EDGE и HSDPA в UMTS-сетях.
Такое развитие этого типа услуг вполне закономерно — именно мобильный Интернет является в настоящее время основным движителем развития рынка мобильных услуг, а рынок мобильного ШПД в России к 2012 г., когда сети 3G будут развернуты во всех регионах страны, вырастет до 3,4 млрд. долл. Правда, в отличие от МТС в “ВымпелКоме” пока не планируют продвигать на рынке комплексные решения, состоящие из ноутбуков с предустановленными мобильными модемами, как в МТС, скептично расценивая перспективу этой рыночной ниши.
В ближайшее время компания предложит пользователям набор новых дополнительных сервисов, линейку тарифных планов для широкополосного доступа в Интернет, которые будут рассчитаны на различные категории пользователей. Скорее всего, это будут специализированные тарифные планы и тарифные опции, учитывающие профиль потребления абонентов.