Недавно в коммьюнити ru_telecom в LiveJournal я увидел посты и комментарии сотрудников пресс-службы “ВымпелКома”, которые собирали мнения обычных пользователей о проекте Golden.Wi-Fi. Обратная связь — дело полезное и нужное. Жаль, что в компании занялись этим только сейчас: ведь после приобретения “Голден Телекома” оператором связи “ВымпелКом” прошло уже примерно три квартала, а с момента запуска Golden.Wi-Fi в “боевую” эксплуатацию — больше полутора лет.
Сеть Golden.Wi-Fi настолько масштабна, что ее введение в строй в начале 2007 г. позволило некоторым отечественным “аналитикам” мгновенно отметить в своих отчетах глобальный рост хотспотов беспроводного доступа — аж в 10 раз. При этом больше сетей подобного масштаба нет ни в России, ни в Европе. Схожие проекты (правда, максимально из полутора-двух сотен хотспотов) развивали операторы АИСТ в Тольятти и “Полярная звезда” в Самаре. Впрочем, без особого успеха — рынку не нужны такие масштабные внедрения.
Наконец это поняли и в “ВымпелКоме”, поэтому в конце августа исполнительный вице-президент компании по развитию бизнеса в России Жан-Пьер Вандромм (бывший глава “Голден Телекома”) заявил, что развитие сети Golden.Wi-Fi для частных пользователей приостановлено. Отмечу, что это решение, на мой взгляд, в данном случае можно трактовать однозначно — без сомнения, значительная часть хотспотов, расположенных на фасадах зданий, будет демонтирована. Возможно, в первый раз в своей истории развития сеть будет подвергнута тотальному аудиту не только со стороны технических специалистов, но и со стороны менеджеров компании, и они наконец-то смогут увидеть реальную загрузку сети по сегментам и то, какие точки работают спорадически и уже давно обслуживают минимум клиентов. Кроме небольшого числа пользователей из-за постепенного сворачивания сети, к сожалению, пострадают и проекты альтернативной навигации, поскольку заложенная в них идея основывается на знании точных координат отдельных Wi-Fi-хотспотов и на учете мощности их передатчиков и затухания сигнала на расстоянии. А вот на число VoIP-пользователей, использующих этот сервис в мобильном режиме, сворачивание Golden.Wi-Fi вряд ли повлияет — к счастью, та часть проекта, состоящая из нескольких сотен точек доступа, которую планируется развивать для общественного доступа (в кафе, аэропортах, культурных центрах) и т. д., будет сохранена. В целом получится классическая модель, характерная для всех остальных стран Европы и США.
Не секрет, что главной задачей проекта Golden.Wi-Fi было повышение капитализации “Голден Телекома” перед его предстоящей продажей “ВымпелКому”, и эта цель достигнута — сумма покупки была рекордной для 2007 г. в отечественной отрасли связи — 4,3 млрд. долл. Кроме того, строительство сети Wi-Fi было вынужденным шагом, поскольку дотянуться до клиента с помощью медных пар (по ним можно выходить в Интернет по технологии ADSL) практически невозможно: МГТС давно работает с “Комстар — ОТС” и не готова сотрудничать с каким-либо другим оператором. Но массового доступа в сеть добиться не удалось. По оценкам “ВымпелКома”, этой сетью сегодня пользуются 94 тыс. клиентов, что, на мой взгляд, слишком оптимистично, учитывая развитие широкополосного доступа в Интернет в столице, а также большое число пользователей мобильного Интернета от операторов “Большой тройки” и “Скай Линка”. Скорее всего, в “ВымпелКоме” посчитали всех абонентов “Корбины Телеком”, которые воспользовались Golden.Wi-Fi в рамках совместного оказания услуг этими компаниями, а также всех абонентов, хоть единожды зарегистрированных в сети, хотя бы и на 1 ч.
Между тем, кроме непропорциональной расстановки хотспотов по Москве, в сети Golden.Wi-Fi были и остаются совершенно непроработанными вопросы спонтанной оплаты доступа. Безусловно, оплатить свой счет можно через платежный терминал или отправив SMS-запрос на короткий номер “ВымпелКома”, однако такой интересный платежный инструмент, как, к примеру, пластиковая карта, не используется совершенно. Если посмотреть всё, что имеется на эту тему на официальном сайте Golden.Wi-Fi, то можно обнаружить, что для применения пластиковой карты предлагается сначала скопировать ее на ксероксе с двух сторон (и к тому же так, чтобы был виден номер CVV2) и отправить ее по факсу в “Голден Телеком”. Наверное, в компании не знают, что по правилам Visa и Mastercard, не говоря уж о Diners Club, владельцу прямо и однозначно запрещено “засвечивать” такие данные (я не удивлюсь, если все сведения о платежных картах пользователей в “Голден Телеком” переносят в электронную БД, которая в один прекрасный момент будет случайно утрачена, как это уже случалось, к примеру, с базами данных операторов сотовой связи).
Неудобна в Golden.Wi-Fi и авторизация для мобильных пользователей, которые заходят в Сеть с помощью коммуникатора и смартфона. Для них не предусмотрены цифровой логин и пароль, поэтому для доступа всего на 60 мин им приходится набирать стилусом что-то похожее на Fg76Jk87ll. Это крайне неудобно и вдобавок отнимает много времени. Поскольку пароль закрывается звездочками, то пара ошибок (каждый раз все приходится вводить заново) -- и желание подключатся к этой сети пропадает напрочь.
К сожалению, в крупных мегаполисах Wi-Fi не может быть массовым и конкурировать по цене, скорости и качеству канала с проводными операторами связи. Это подтверждается и отзывами пользователей Golden.Wi-Fi, найти которые в форумах и блогах не составляет труда. Наиболее типичными можно считать вот такие: “Пользоваться сервисом сложно, скорость карликовая... торренты не работают.... Сервис не выдерживает никакой конкуренции с кабельными провайдерами, которые на те же 500 руб. продают по 1—2 Мбит/с честного полнодуплексного безлимита”. Или: “Пользоваться можно, но тяжело. Хорошая за эти деньги (до 450 кбит/с) скорость перемежается с полным падением (порой до 5—10 кбит/с, причем положение адаптера не меняется, погода тоже). Огромная задержка сигнала, “прыгающий” пинг. Некоторые (не все!) торренты пашут, и на том спасибо. Резюме: кабельным операторам услуга уступает подчистую”.
В целом доступ в Сеть по Wi-Fi — это отличный сервис для командированных сотрудников (в отелях и кафе, аэропорту), гостей бизнес-центров, а также пользователей на отдыхе: ведь, как известно, роуминговые цены на передачу данных в сетях 2,5—3G для мобильных пользователей крайне велики, и в ближайшее время никакой тенденции к их снижению не ожидается. Уже сейчас, к примеру, множество приморских кафе не только в Европе, но и в Болгарии, Латвии, Турции устанавливают у себя хотспоты для гостей с ноутбуками и коммуникаторами — часто от работы невозможно отказаться даже в отпуске. Но если вы пользователь Golden.Wi-Fi, то можно забыть о нормальных ценах в роуминге — они составляют аж 500 руб./ч (для сравнения: месяц сервиса в Москве стоит столько же). И это при том, что в четырех-пятизвездочных отелях в Нью-Йорке, Барселоне, Женеве цена Wi-Fi-доступа редко превышала 10-12 долл./ч (с оплатой по кредитной карте в режиме online с защищенным протоколом передачи данных).
Учитывая тот факт, что поддержка IEEE 802.11g или b есть практически во всех смарфонах, коммуникаторах, ноутбуках и даже игровых приставках, популярности беспроводного Интернета по протоколу Wi-Fi не занимать. Но область его применения — специфическая. К сожалению, Golden.Wi-Fi с самого начала промахнулся (возможно, сознательно) с бизнес-моделью подобной услуги, поэтому в настоящий момент, как отмечают наши источники, проект не вышел “в ноль”, а значительная часть его запаса прочности растрачена на абсолютно бессмысленные попытки обеспечить “полный охват столицы”, для чего количество хотспотов (сейчас их порядка 14 тыс.) нужно увеличить на порядок. Пока что у меня есть весьма призрачная надежда, что развитие по модели предоставления беспроводного доступа в местах общественного пользования спасет Golden Wi-Fi от забвения.