Год назад на конференции Nortel Forum 2007 в числе ключевых тенденций отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) впервые была названа гиперподключенность (Hyperconnectivity), которая, по мнению специалистов данной компании, может изменить подходы к проектированию сетей нового поколения (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103823). Сейчас под эту идею, носившую изначально скорее философский, чем технический характер, благодаря исследованию IDC удалось подложить и некоторые количественные характеристики и даже придать характер концепции. Но некоторые аспекты маркетинговой находки Nortel все еще вызывают вопросы.
“Гиперподключенность подразумевает подключение к сети всех устройств, свойства и функциональность которых за счет этого могут быть улучшены, — пояснял тогда Евгений Лисицин, управляющий директор Nortel в России, странах СНГ и Балтии. — В ближайшее время все электронные устройства — телефоны, компьютеры, видеокамеры, игровые приставки, бытовые приборы — обязательно будут работать в сетевом режиме”.
Тогда же гиперподключенность скромно определяли как состояние среды, в которой число устройств, активных RFID-меток и приложений, подключенных к сети, намного превосходит число людей, использующих сеть для передачи данных. И хотя никаких революционных перемен на телекоммуникационном рынке за последний год не произошло, сегодня в Nortel уже склонны говорить о “феномене гиперподключенности”. А повод для этого дало исследование компании IDC, которое было проведено весной нынешнего года по заказу Nortel (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=110694) и охватило 17 стран, включая Россию.
Стремительно развивающаяся культура “всегда быть на связи”, считают в Nortel, заставляет предприятия всего мира менять свои подходы к ведению бизнеса быстрее, чем когда-либо, — в противном случае те выгоды и возможности, которые способен предоставить феномен гиперподключенности, могут обойти их стороной. Результаты глобального исследования IDC показывают, что не только ускоряется внедрение новых технологий, что влияет на стратегии компании и их инвестиции в ИТ, но и работники предприятий, осуществляющие свои обязанности по всему миру, все чаще ждут от работодателей адекватного уровня организации связи и ее доступности “повсюду и всегда”.
Опросив в общей сложности почти 2400 человек, специалисты IDC установили, что 16% респондентов уже работают в условиях гиперподключенности, полностью реализуя потенциал всех существующих устройств и активно применяя новые коммуникационные приложения. Современный гиперподключенный сотрудник, в понимании интервьюеров из IDC, использует в работе не менее семи пользовательских устройств и персональный доступ, плюс не менее девяти прикладных систем, таких как Instant Messеging, системы обмена текстовыми сообщениями, системы конференц-связи на базе Интернета и социальные сети.
Еще более показательно то, что непосредственно за гиперподключенными следуют 36% так называемых “интенсивно подключенных” пользователей — это те, кто использует для работы не менее четырех устройств и имеет персональный доступ к шести и более прикладным системам. Результаты исследования позволяют заключить, что, по мере того как “интенсивно подключенные” будут обретать новые возможности, доля гиперподключенных коммерческих пользователей будет увеличиваться — согласно прогнозам, за пять лет она должна достичь 40%.
“Гиперподключенная рабочая сила становится реальностью, и лучше быть к этому готовым, — говорит Джон Гантц, директор по научно-исследовательской работе и старший вице-президент компании IDC. — Предприятия, которые сумеют воспользоваться этой тенденцией, имеют возможность повысить свою производительность и конкурентоспособность на мировом рынке”. Странами с самыми большими долями гиперподключенных респондентов оказались Китай и США.
А вот державой с самой большой долей “интенсивно подключенных” (четыре гаджета плюс шесть прикладных систем на пользователя) оказалась Россия. И это несмотря на то, что только в нынешнем году здесь предстоит завершить телефонизацию населенных пунктов страны, а количество компьютеров на 140 млн. чел. жителей находится, по самым оптимистичным подсчетам, где-то у отметки 25 млн. шт.
Возможно, в РФ буквально на лету подхватываются все модные западные начинания (вспомните, двадцать лет назад мы еще были пуританской страной, где “не было секса”, а сегодня здесь разрешено даже больше, чем “там”: по широковещательным каналам с утра до вечера демонстрируют самые “откровенные” фильмы, в газетах тесно от объявлений “о досуге”, а термин “гиперсексуальность” давно уже ни у кого не вызывает никаких вопросов).
А может быть, всё дело в том, что исследования у нас проводились довольно поверхностные, а вместо опроса деловых людей здесь увлеклись, как выяснилось, выяснением мнения “эндюзеров”, активно ведущих себя в Сети и охотно согласившихся ответить на 38 вопросов анкеты. Подмена бизнес-аудитории студентами дала самые приятные результаты, и мы стремительно приблизились к желанной гиперподключенности независимо от таких “пустяков”, как масштабы развития телекоммуникационной инфраструктуры и весьма скромный уровень парка оконечного оборудования в стране.
Когда на круглом столе в офисе Nortel в Москве, посвященном вопросам гиперподключенности, представителей фирмы спросили, как опрос IDC в России повлиял на техническую и коммерческую политику канадской компании в РФ, последовал ответ, что результаты исследования здесь подтвердили общую тенденцию, “корреляция есть, но пока не очень сильная”, а сама компания движется в правильном направлении, о чем свидетельствуют ее последние контракты на местном рынке.
Впрочем, здесь признают, что Hyperconnectivity — это не стандартизованный технический термин, а скорее мировоззренческий, характеризующий внутрифирменное понимание процесса. “Nortel определяет гиперподключенность не столько как тенденцию, сколько как проблему, — сказал Александр Козочкин, руководитель группы технической поддержки продаж подразделения корпоративных сетей Nortel. — Hyperconnectivity — это вызов, который Nortel должна отработать. Это проза жизни!”
На такой минорной ноте и закончилось обсуждение за круглым столом “глобального значения феномена гиперподключенности для современного предприятия и его стратегии в области ИТ”. Руководство Nortel за последние годы сменило несколько корпоративных трендов: сначала в корпорации говорили о конвергенции сетей, потом переключились на тему унифицированных коммуникаций. Теперь здесь делают упор на “мегатенденцию” Hyperconnectivity , но, похоже, что эта маркетинговая находка фирмы, даже поддержанная отчетом IDC, пока еще не подкреплена рекомендациями авторитетных организаций типа Международного союза электросвязи ITU и не получила сколько-нибудь значительного признания среди телекоммуникационных специалистов.