Центральная избирательная комиссия (ЦИК) намерена в рамках ближайших выборов в субъектах Российской Федерации 12 октября текущего года провести электронный опрос части избирателей г. Новомосковска (Тульская область). Возможно по результатам этого эксперимента будет принято решение о том, в каком направлении станет развиваться техническое обеспечение нашей избирательной системы. Если электронный опрос оправдает ожидания ЦИК, мы имеем шанс в обозримом будущем получить в свое распоряжение полноценную альтернативную систему дистанционного голосования через Интернет. В противном случае нам и дальше для своего волеизъявления придется пользоваться исключительно бумажными бюллетенями, заполняемыми от руки, и урнами в стационарных избирательных пунктах.
Схема эксперимента
Как пояснил председатель ЦИК России Владимир Чуров, электронный опрос граждан в г. Новомосковске самих выборов, проходящих в тот же день, не отменяет, а лишь дублирует их. Проголосовав обычным способом, человек, решивший поучаствовать в эксперименте, на выходе с участка получит у организаторов специальный защищенный диск с инструкцией. С его помощью избиратель сможет однократно проголосовать повторно, воспользовавшись одним из компьютеров, находящихся в отведенной для этого комнате, или любым иным ПК, имеющим выход в Интернет (из дома, интернет-киоска, интернет-кафе и пр.).
По утверждению специалистов ЦИК, ими подготовлено многоплатформенное решение — отдать свои голоса смогут пользователи тех ПК, на которых установлена как операционная система Windows, так и Linux, и MacOS (а в перспективе — и MS DOS).
Доступ к серверу электронного голосования будет открыт в то же время, что и двери избирательных участков, — с восьми утра до восьми вечера. Таким образом, потенциальные атаки хакеров организаторам придется сдерживать только в течение 12 ч, что, по мнению Владимира Чурова, вполне осуществимо. Разумеется, в рамках предстоящего опроса в г. Новомосковске взлом сервера на результаты реальных выборов никак повлиять не сможет. Однако к хулиганским диверсиям, призванным дискредитировать саму идею электронного голосования, ЦИК необходимо быть готовой.
Тут сразу возникает вопрос, не получится ли так, что диски с ключами доступа к избирательному серверу в дальнейшем начнут просто скупаться конкурирующими партиями для изменения статистики в свою пользу. Однако представители ЦИК спешат заверить, что в таком срезе проблема не существует в принципе. На компакт-диске как таковом зацикливаться не стоит, он просто был выбран для эксперимента в качестве самого доступного и распространенного носителя, но в дальнейшем от него, естественно, откажутся. Ключи могут записываться в память другого электронного носителя (например, какой-нибудь социальной карты), где также будет храниться иная ценная для человека информация, с которой он не захочет расстаться. Другой вариант — сделать систему полностью виртуальной (абстрагироваться от материальных носителей вовсе).
Несмотря на то что для участников новомосковского опроса будет сохранен основополагающий принцип демократических выборов — приватность и анонимность волеизъявления, сам эксперимент пройдет в открытом режиме. ЦИК планирует сформировать максимально широкую группу, которая бы осуществляла общественный контроль за всеми этапами опроса. В Новомосковск будут приглашены отечественные журналисты и эксперты, а также международные наблюдатели из Финляндии, Эстонии, США и Казахстана. По словам Владимира Чурова, участие именно этих стран отнюдь не случайно. Все они также ведут исследования в области электронных выборов.
Что касается выбора самой экспериментальной площадки (Новомосковска), то он обусловлен сразу несколькими факторами. Как пояснил г-н Чуров, этот город входит в число опорных точек очень многих исследований. Все крупнейшие социологические компании России имеют репрезентативную выборку населенных пунктов, в которых они чаще других проводят свои программы.
Новомосковск — один из самых благоустроенных городов страны, но при этом он не является столицей субъекта Российской Федерации со всеми сопутствующими подобному статусу особенностями. Количество активных пользователей Интернета соответствует среднестатистическому по России (10%). В городе расположены различные институты и филиалы университетов, то есть в целом среди избирателей велик процент научно-технической интеллигенции. Несмотря на достаточно небольшое население (около 160 тыс. человек), здесь широко развиты СМИ (издается 10 газет, работают муниципальная телерадиокомпания и кабельное телевидение), что, по мнению организаторов, крайне важно для информирования избирателей о сути проводимого эксперимента.
Таким образом, 12 октября именно здесь на пяти специально оборудованных избирательных участках любой из 12 107 зарегистрированных избирателей сможет попробовать себя в новой роли. (По данным ЦИК, на выборах депутатов Госдумы 2 декабря 2007 г. приняло участие 61,9% избирателей Новомосковска, на выборах Президента 2 марта 2008 г. — 71,3%.)
Проблемы и перспективы
Как утверждает Владимир Чуров, данный эксперимент вверенное ему ведомство в некотором смысле проводит не по собственной инициативе, а выполняет своеобразный социальный заказ. Дело в том, что, по словам г-на Чурова, на протяжении уже достаточно долгого времени ни одна из пресс-конференций с его участием не обходилась без вопроса, когда же в России наконец можно будет голосовать на выборах, не выходя из дома, — через Интернет. В результате ЦИК пошла навстречу технически продвинутой части общества, хотя твердой уверенности в том, что отечественная избирательная система должна двигаться в направлении виртуализации, у чиновников нет.
Оценивать результаты эксперимента, подготовка к которому началась в октябре прошлого года, планируется по нескольким показателям. В первую очередь, говорить об успехе начинания можно будет, если сервер обработки данных справится с посылаемыми на него запросами и не рухнет под натиском хакерских атак. Вторым же непременным условием, по мнению г-на Чурова, должна стать востребованность услуги и адекватность полученных данных. То есть в электронном опросе должны принять участие не менее 10% избирателей (рекорд пока за Эстонией с ее 7%), а результаты голосования не будут существенно отличаться от статистики, полученной в ходе предварительных социологических опросов.
По результатам эксперимента ЦИК обещает провести публичное обсуждение, на котором и планируется прийти к пониманию того, нужны ли стране дальнейшие шаги в этом направлении. Если бы ответ на этот вопрос оказался положительным, то внедрение электронной системы голосования (в качестве альтернативы системы бумажной) позволило бы сэкономить существенную часть бюджета, выделяемого на выборы. По словам г-на Чурова, сейчас 10% средств тратится на обеспечение голосования в труднодоступных и удаленных местах, где проживает всего 1% избирателей. То есть на то, чтобы доставить бюллетени при помощи вертолетов, оленьих упряжек и других экзотических видов транспорта, государство на каждых выборах несет расходы в размере 1 млрд. руб. (к слову, стоимость проведения новомосковского эксперимента, по уверению г-на Чурова, не превышает 1 млн. руб.).
Также достаточно актуален вопрос обеспечения голосования наших соотечественников, находящихся за рубежом. По данным ЦИК, за пределами страны сейчас пребывает порядка 1,5 млн. избирателей, однако пользуются своим правом волеизъявления только 300—400 тыс. Возможно, если бы в выборах можно было участвовать по Интернету, этот показатель стал бы выше.
Наверное, здесь еще стоит сказать о том, что при взаимодействии избирателя без посредников напрямую с головным сервером почти полностью исключается вероятность подтасовок и фальсификаций на местах, но эту тему в Центризберкоме по понятным причинам стараются не поднимать.
Впрочем, несмотря на разворачивающиеся перспективы, в ЦИК не скрывают, что не станут особо переживать, если эксперимент не удастся, потому что электронное голосование, избавляя от одних проблем, поднимает другие. Например, одним из классических условий демократических выборов по западному образцу является принцип полной приватности во время заполнения бюллетеня. Человек остается в закрытой кабинке, где на него никто не может оказать давление, после чего опускает в урну анонимный по сути бланк. При современном уровне технологий обеспечить анонимность, по мнению специалистов ЦИК, вполне реально (системы отсечения IP-адресов и пр.). Однако никто уже не сможет проверить, проголосовал человек в одиночку или сделал это в шумной компании друзей, заглядывающих ему через плечо. Если же поставить терминалы в кабинки на избирательных пунктах, то электронные выборы перестанут быть интересны 75% потенциальной аудитории.
Также пока не ясно, способен ли Интернет в принципе служить средой для безопасной передачи столь важных данных и не стоит ли по примеру некоторых стран создать специализированную закрытую локальную сеть (интранет), что опять-таки ограничит права пользователей.
Есть и другие вопросы, актуальность которых Центризбирком собирается проверить в ходе эксперимента, но так или иначе, по заверению г-на Чурова, если в стране действительно существует значительная группа людей, желающих и готовых голосовать через Интернет (а судя по данным опросов, речь уже может идти о 7—10% избирателей), то ЦИК на эту аудиторию, безусловно, нужно работать.