По прогнозу аналитической компании Gartner, в текущем году объем продаж на телекоммуникационном рынке вырастет на 7,6% по сравнению с 2007-м и достигнет 2 трлн. долл. Впервые за всю историю рынка доля азиатско-тихоокеанского региона будет выше, чем у североамериканского. Еще одна новая тенденция связана с тем, что сегмент фиксированной связи в большинстве развитых стран почти не увеличивается, а кое-где начинает сокращаться.
Как отмечают аналитики, в телекоммуникационной отрасли продолжает традиционно доминировать сектор услуг — его объем достигнет 1,6 трлн. долл., а доля — 81%. В 2007-м доход от услуг составил 1,49 трлн. долл., т. е. был в четыре раза больше, чем от телекоммуникационного оборудования (353 млрд. долл.). Однако потенциал роста у сегмента оборудования выше, чем у сектора услуг. Как полагает Gartner, до 2012-го первый будет ежегодно увеличиваться на 8,7%, а второй — на 4,4%. В результате пропорция между ними изменится и составит примерно “три к одному”. По мнению аналитиков, эти перемены связаны с тем, что телеком-операторам не хватает доходов от традиционных услуг, чтобы окупить инвестиции в их развитие, и они покупают оборудование для поддержки новых сервисов, объединяющих передачу голоса, видео и данных.
Кроме того, к 2012-му соотношение между доходами от мобильной и фиксированной связи составит “четыре к одному”, а к 2010-му объем мобильного сектора превысит 1 трлн. долл. По оценке Gartner, поступления от передачи голоса по линиям фиксированной телефонии начинают сокращаться, у сегмента мобильной голосовой связи подъем к 2012-му затормозится, а лидером по темпам роста станет сектор передачи данных.
С точки зрения географического распределения, самым большим рынком всегда был североамериканский. Однако в нынешнем году произойдет перелом и на первое место выйдет азиатско-тихоокеанский регион. Так, в 2008-м объем телекоммуникационного сектора в Северной Америке вырастет на 4,5% и достигнет 511,6 млрд. долл., а в Азии и Тихоокеанском регионе увеличится на 8% и составит 513,1 млрд. долл. Однако по темпам роста чемпионом станет Ближний Восток и Африка — там продажи будут ежегодно расти в среднем на 8,6% до 2012-го.
Как отмечают аналитики, поставщики традиционных услуг связи и производители оборудования уже ощущают, что переход отрасли на объединенную передачу голоса, видео и данных приводит к снижению их маржи, а новые азиатские игроки наращивают свою долю рынка за их счет. В связи с этим Gartner советует операторам включить в планы развития новые продукты и подготовиться к реорганизации бизнеса. Рост сегмента традиционных услуг связи быстро замедляется. Поэтому единственный способ преодолеть эту тенденцию заключается в расширении предложений в области объединенных услуг и выходе на развивающиеся региональные рынки. Однако следует учесть, что в новых экономических регионах требования к продуктам и услугам сильно отличаются от тех, которые приняты на зрелых рынках.