“Collaboration (совместная деятельность) — новый этап развития Интернета” — именно так глава корпорации Cisco Systems Джон Чемберс определяет базирующееся на сетевых технологиях направление развития ИТ, на которое нацелена стратегия его компании, способствующая формированию унифицированной среды для обмена информацией между людьми.
У этой стратегии есть вполне прагматичная цель: корпорация хочет быть лидером на рынке, оцениваемом экспертами в 34 млрд. долл. Предполагается, что эти деньги компании, организации и индивидуальные пользователи готовы заплатить за те удобства, которые предоставляют технологии совместной деятельности, а также за повышение производительности труда на 30—50%. Такие технологии, как TelePresence, делают общение удаленных друг от друга людей очень похожим на личную встречу, а, по оценкам экспертов, личное общение вчетверо эффективней заочного, особенно при попытках обменяться сложной информацией.
Процесс морального старения традиционных способов связи ускоряется на глазах, и перспективы направления collaboration не остались вне поля зрения других грандов ИТ-индустрии, в частности HP, IBM, Microsoft.
IBM заявила о том, что собирается вложить в развитие собственной системы унифицированных коммуникаций более 1 млрд. долл. Сильную конкуренцию Cisco составляют решения видеоконференцсвязи HP, вместе с тем эти компании сотрудничают по другим технологическим направлениям унифицированных коммуникаций.
Microsoft уже несколько лет активно развивает свою систему унифицированных коммуникаций, а в последний год активизировалась в этой области и на российском рынке. Руководство Cisco и Microsoft заявило, что, несмотря на усиливающуюся конкуренцию между ними, компании будут прилагать усилия для обеспечения совместимости выпускаемых ими платформ — к этому их подвигают интересы клиентов, которые активно пользуются достижениями одного вендора в области унифицированных коммуникаций, а другого — на рынке настольных систем.
На рынок унифицированных коммуникаций помимо уже активно работающих там крупных компаний, занимающихся телефонией, системной интеграцией, созданием ПО, устремились и новые игроки. Так, инвестиционная компания Silver Lake заключила соглашение о приобретении Avaya, разработчика решений в области телефонии, и ведет переговоры о покупке Tandberg, производителя решений для видеоконференцсвязи. В результате на этом рынке может появиться новый мощный вендор.
Компания Apple входит в область collaboration совершенно с другой стороны: ее коммуникатор iPhone, завоевав розничный рынок, теперь активно осваивает корпоративную среду. Обещано, что к концу года он вполне легально появится и в нашей стране.
А 24 сентября состоялась мировая премьера нового портфеля решений Cisco для совместной деятельности. Он укомплектован тремя продуктами. Это седьмая версия системы Cisco Unified Communications, расширение TelePresence Expert on Demand системы видеосвязи Cisco TelePresence и платформа приложений Web 2.0 Cisco WebEx Connect. Предъявляя рынку этот портфель, Cisco хочет продемонстрировать свою готовность идти по пути упрощения правил взаимодействия с другими вендорами на уровне систем видео-, аудио-, веб-конференций, том числе и в многовендорных гетерогенных ИТ-средах.
Предлагаемую архитектуру решений Cisco для совместной деятельности характеризуют два уровня реализации правил доступа к ресурсам: от приложений к веб-сервисам и от пользовательских устройств к приложениям.
В седьмой версии Unified Сommunications, образующей основу развиваемого Cisco collaboration-пространства, усовершенствована среда разработки приложений и улучшена интеграция с приложениями IBM и Microsoft. За счет включения новых процедур в системе Unified Сommunications оптимизировано управление сетью. Функция Unified Presence отныне может поддерживать на одном сервере до 30 тыс. пользователей, а функция Unity — до 15 тыс. О последних улучшениях поддержки групповой работы с удаленным доступом к корпоративным офисным сервисам в решении Unified Communications мы уже писали. Компонент Cisco Unified Mobile Communicator теперь поддерживает мобильные устройства с операционными системами Windows Mobile, Symbian и Blackberry, а до конца года обещается поддержка iPhone. Разработаны три новых виджета, которые позволяют индивидуализировать интерфейсные настройки IP-телефона (выбрать “обои” для экрана, мелодию сигнала и т. п.), сделать “звонок” через IP-телефон из любого запущенного на ПК приложении и визуализировать на экране IP-телефона меню голосовой почты.
Решение TelePresence Expert on Demand, объединяя функционал унифицированных коммуникаций Cisco, контакт-центров и системы TelePresence, позволяет корпоративному пользователю через доступное для него видеоустройство взаимодействовать с любой информационной службой компании или с коллегами. Как полагают в Cisco, оператору call-центра с помощью такой услуги удобнее организовывать общение клиентов с нужными экспертами. Расширение Expert Advisor решения Expert on Demand дает возможность поставить вызов клиента в очередь не только к оператору call-центра, но и к консультантам-экспертам. При этом система, выбирая маршрут вызова, назначает для связи то устройство, через которое эксперт доступен в настоящий момент, и это может быть совсем не видеоустройство.
Выполненная в формате модели SaaS платформа Cisco WebEx Connect в состоянии объединить гибридные бизнес-приложения на базе веб-сервисов. Она включает в себя несколько основных коммуникационных приложений (таких как корпоративная система мгновенного обмена сообщениями, система управления документами, календари, вики), к которым с помощью открытых интерфейсов прикладного программирования можно подключать внешние бизнес-приложения, образуя за счет этого общее рабочее пространство с необходимым функционалом и с доступом через Интернет.
Платформа WebEx Connect уже интегрирована с приложениями компаний Microsoft и IBM. В платформе реализованы функции контроля соблюдения правил доступа к информации. Клиент WebEx Connect устанавливается на ПК, работающем под Windows. До конца года планируется выпуск HTML-клиента для WebEx Connect и поддержка других ОС, в том числе и для мобильных устройств.
Сервисы WebEx базируются на собственной входящей в сетевую инфраструктуру корпорации Cisco сети WebEx MediaTone, доступной из Интернета. Ее девять глобальных ЦОДов связаны между собой для обеспечения надежности (доступность — 99,99%). Согласно данным Cisco, защищенность этой сети соответствует стандартам ISO-17999 и SAS70 Type II.
Потребности рынка заставляют поставщиков продуктов для унифицированных коммуникаций объединять свои усилия. Понимая это, Cisco обещает расширять в своей collaboration-платформе поддержку клиентского ПО других вендоров. Так, в обновленном Cisco портфеле решений для совместной деятельности уже улучшена интеграция с системой IBM Sametime. Сообщается, что теперь в рамках корпоративных сетей клиентская часть этой системы является полноценным клиентом и в системе Cisco Unified Сommunications, в том числе в части контроля доступности абонента. Аналогичное интеграционное улучшение проведено для программных клиентов решения Microsoft Office Communicator. В будущем Cisco заявляет о включении клиентов этих продуктов в общую архитектуру своей платформы, т. е. их поддержку и в веб-пространстве, за пределами периметра корпоративных сетей.
Среди других вендоров, о приоритетах в сотрудничестве с которыми в направлении collaboration заявляет Cisco, такие компании, как SAP, Oracle, Nokia. Речь при этом идет об использовании открытых стандартных протоколов.