После весеннего визита в Москву главы компании Acer Джанфранко Лянчи (PC Week/RE, № 19/2008), который констатировал переход компании к стратегии мультибрендового развития, появление на российском рынке продуктов вошедшей в состав Acer компании Packard Bell было предопределено и оставалось лишь вопросом времени. И это время пришло — 24 сентября представители Acer и Packard Bell официально объявили о начале поставок продукции Packard Bell в Россию, так что в ряду вендоров, претендующих на свою долю российского рынка ПК, появилось еще одно имя.
Впрочем, в данном случае вполне можно говорить о возвращении уже известного россиянам бренда, хотя и в новой ипостаси. Те, кто давно следит за развитием местного ИТ-рынка, наверняка помнят эту марку по временам, предшествовавшим кризису 1998 г., когда Packard Bell входила в пул присутствующих на рынке зарубежных поставщиков ПК. В ту пору компания претендовала на лидирующие позиции на потребительском рынке США и для того, чтобы привлечь к себе внимание корпоративных пользователей, объединилась в 1996 г. с фирмой NEC Technologies. Объединенная Packard Bell NEC по доле на американском рынке сразу обошла лидера – Compaq Computer, но впоследствии стала сдавать позиции и с 2000 г. прекратила бизнес-деятельность в США, сконцентрировавшись на европейском рынке. В 2006-м корпорация NEC, сфокусировавшаяся на корпоративном сегменте, объявила о намерении выделить Packard Bell NEC, действовавшую на потребительском рынке, в отдельную фирму и в конечном счете продала её Джону Хью, основателю компании eMachines, которая в 2004-м была продана Gateway. И вот теперь, после состоявшихся в прошлом году сделок, все три бренда (eMachines, Gateway и Packard Bell) оказались под одной крышей в составе Acer, которая отныне фактически представляет собой группу компаний — Acer Group.
Согласно данным, приведенным Эммануэлем Фромоном, вице-президентом по продажам и маркетингу Packard Bell, в 2007 г. оборот компании составил 1,5 млрд. долл. и наиболее сильные позиции она сегодня занимает в странах Западной Европы, на которые приходится 87% всех её поставок в штучном выражении (при этом на Францию — 30%). Вместе с тем, начиная с 2002 г. компания активно наращивает поставки в другие страны. “Мы считаем, что сможем удвоить темпы роста наших продаж за пределами Западной Европы, и наш бизнес там будет расти по экспоненте”, — заявил г-н Фромон. Выход на российский рынок, по его словам, — это очередной и очень важный шаг, который, как полагают в Packard Bell, станет ключом для укрепления позиций компании в регионе EMEA в целом.
Подобное утверждение имеет вполне конкретное обоснование. Согласно данным Gartner, на которые сослался старший вице-президент Acer Group Уолтер Деппелер, Россия сегодня занимает восьмое место в списке крупнейших локальных рынков ПК, но опережает все другие страны по годовым темпам роста этого рынка — 31,8% (для сравнения: у второй по данному показателю Бразилии он составляет 21,3%). К тому же уровень проникновения Интернета (показатель, который, как утверждает г-н Деппелер, оказывает сильное влияние на рынок ПК) здесь пока сравнительно невысок, а это значит, что рынок ПК будет активно развиваться и в последующие годы. “Мы полагаем, что в ближайшие годы благодаря таким темпам роста Россия займет более высокую строчку в рейтинге крупнейших рынков ПК”, — констатировал г-н Уолтер.
Представители Acer Group и Packard Bell также уверены в том, что и время вывода новой торговой марки на российский рынок выбрано оптимально. По словам г-на Фромона, во-первых, у Packard Bell сейчас очень хорошая продуктовая линейка, а во-вторых, компания четко сфокусирована в рамках мультибрендовой стратегии Acer Group. Важно и то, что в настоящее время позиции Acer в России очень сильны и, продвигая свой бренд на новый рынок, Packard Bell сможет опереться на положительный опыт своего сателлита, а, кроме того, также на уже действующую сервисную сеть (178 сервис-центров более чем в 100 городах России). При этом в Acer Group не опасаются возможного пересечения принадлежащих ей брендов (напомним, что продукты под маркой eMachines уже продаются в российских магазинах), поскольку они по-разному позиционированы, хотя и ориентированы на потребительский сегмент и СМБ. С переходом к мультибрендовой стратегии в Acer намерены учитывать приоритеты различных групп потребителей и каждой из них адресовать свой конкретный бренд.
Если говорить конкретно о Packard Bell, то этот бренд позиционируется как эмоционально воспринимаемый и рассчитан на тех, кто в первую очередь ценит именно сам бренд в силу присущих ему особенностей (в частности, стильный дизайн) и не слишком озабочен отслеживанием новейших технологических новаций. Вячеслав Иващенко, региональный директор по развитию бизнеса Packard Bell, отвечающий за развитие бренда в России, к этой категории потребителей отнес людей, живущих в стиле 4Е — emotion (эмоции), elegance (элегантность), ease of use (простота использования), entertainment (развлечения). Как это все выражается в конкретных продуктах Packard Bell, еще предстоит понять (точнее, представителям Packard Bell еще предстоит объяснить это своим потенциальным покупателям), но в компании считают, что при таком позиционировании они позволяют охватить довольно широкую аудиторию: молодежь, пожилых людей, представителей нового среднего класса и уж точно представительниц слабого пола, для которых стиль 4Е подходит как ни для кого другого.
Всем, кто относит себя к перечисленным категориям, очевидно, есть смысл приглядеться к ноутбукам Packard Bell, которые вскоре появятся в магазинах федеральных розничных сетей “М.Видео” и “Белый ветер — Цифровой”. Именно эти сети выбраны в качестве стартовой площадки для продвижения бренда Packard Bell, а поставки продуктов этой компании обеспечит дистрибьюторская компания Marvel.
На данный момент известно, что в линейку предлагаемых российским покупателям моделей войдут ноутбуки EasyNote ST85 (с 17-дюймовым экраном, ориентировочная цена — 47 990 руб.), MT85 (15,4”; 39 990 руб.), MB89 (15,4”; 32 990 руб.), TN65 (15,6”; 36 990 руб.), RS65 (13,3”; 41 990 руб.), а также компактные ноутбуки серии BG с 12-дюймовым экраном, ограниченная партия которых будет предложена по сниженной цене (кому-то повезет!). Однако еще до конца текущего года, по словам Вячеслава Иващенко, продуктовый ряд будет расширен предположительно до 12 моделей. В их числе россиянам будет предложен нетбук dot . В следующем же году Packard Bell намерена вывести на рынок также свои десктопы и внешние устройства хранения.
Хотя, по словам Вячеслава Иващенко, доля рынка — это не то, что волнует Packard Bell на начальном этапе деятельности в России, можно с уверенностью сказать, что времени на раскачку у нее немного, и задачи перед сотрудниками недавно открытого московского офиса Packard Bell (на данный момент в нем насчитывается два сотрудника), а также поддерживающих его структур стоят весьма непростые. В связи с этим интересно мнение уже действующих участников рынка относительно перспектив нового бренда в России. Надо сказать, что в своих комментариях представители разных компаний, к которым мы обратились, оказались довольно осторожны, но в целом единодушны. “Если бы не последние события на мировых и российском финансовых рынках, можно было бы сказать, что и время, и растущий российский потребительский рынок выбраны правильно, — считает Сергей Синицын, руководитель группы мобильных решений OCS (в середине 90-х OCS была эксклюзивным дистрибьютором Packard Bell в России). — Однако теперь производителю ноутбуков, который позиционирует свои продукты на уровне класса “лакшери” в ценовой категории “средняя и выше”, скорее всего придется сделать поправку: уже давно работающие на российском рынке, весьма сильные конкуренты так просто не расстанутся со своей долей в условиях замедления темпов роста рынка ПК. С другой стороны, благодаря принадлежности Packard Bell корпорации Acer, бренду будут доступны все технологии продаж и сервисы, что должно помочь компании на первом этапе”.
По мнению Дмитрия Виноградова, руководителя рабочей группы “Ноутбуки” компании Merlion, на российском рынке ПК, где сейчас действуют порядка 15 вендоров, место для Packard Bell найдется. Однако и он подчеркивает: “Конкуренция на рынке ноутбуков находится на высочайшем уровне, и успех развития Packard Bell в России полностью зависит от поставленных целей и тех способов, которые компания изберет для ее достижения”.
Более определенно высказался Александр Будилов, директор по продажам и маркетингу ELKO Moscow: “На наш взгляд, Packard Bell — это нишевой бренд, который найдет своего потребителя, но существенного влияния на распределение долей рынка не окажет. Многое будет зависеть от структуры канала сбыта. Привлечение сильных игроков может позволить Packard Bell закрепиться в первой десятке”.
Вместе с тем аналитики ITResearch отмечают важность предпринятого шага для Acer Group в целом. По их мнению, несмотря на то что Acer является лидером российского рынка ноутбуков, в верхних сегментах компании было крайне сложно конкурировать с такими брендами, как HP Pavillion, Sony Vaio, Toshiba и с недавнего времени Samsung. “Данная стратегическая группа характерна именно тем, что она предоставляет своим покупателям определенные имиджевые преимущества от владения ноутбуками, — говорится в опубликованном ITResearch комментарии. — В связи с этим выведение Packard Bell (позиционирующегося именно как “имиджевое” решение) представляется правильной и своевременной мерой. У Acer Group появляется возможность увеличить свои продажи за счет самого высокомаржового сегмента, что, безусловно, повысит прибыльность ее операций. Тем более, что продуктового каннибализма между ноутбуками Acer и Packard Bell особо можно не опасаться… Канал продаж для начала продвижения [бренда Packard Bell] выбран оптимально. С помощью единственного дистрибьютора проще организовать неконфликтную логистику, ценовую и рекламно-маркетинговую политику. Ограниченный канал розничных продаж, представленный элитными сетями, также смотрится логично… При правильной работе можно ожидать, что к концу следующего года продажи Packard Bell достигнут примерно 3% российского рынка ноутбуков”.