Границы ИТ расширяются и смещаются от чисто технических направлений в сторону управления бизнес-процессами, взаимоотношениями с сотрудниками и клиентами, преобразованиями компаний. Одновременно трансформируются и обязанности ИТ-директоров. Как эволюционирует структура ИТ, что делать специалистам сейчас и в будущем, каким образом получить максимальный эффект от новейших технологий, как обеспечить успех ИТ-проектов? Рассмотрению этих и других актуальных вопросов была посвящена конференция аналитической компании Gartner, которая впервые прошла в России.
Как извлечь пользу из перемен
Мы живем в меняющемся мире, причем в последнее время темп перемен растет. Предприятия вынуждены приспосабливаться к экономической обстановке и менять подход к бизнесу. В ИТ-отрасли происходит быстрая эволюция программного и аппаратного обеспечения, архитектуры систем, инструментария. Но совершенствование бизнеса и ИТ не должно происходить отдельно друг от друга. Нужно совместить оба направления, считают аналитики.
Встречное движение уже началось. Опрос Gartner показал, что до 2010 г. около 20% крупных предприятий из списка Global 2000 будут использовать ИТ при преобразовании бизнеса для увеличения дохода и рыночной доли. Как рассказал вице-президент Gartner Джон Махони, меняется восприятие ИТ со стороны руководителей предприятий: они все чаще обращаются к специалистам и консультантам за помощью в повышении эффективности применения ИТ для бизнеса.
Тем не менее далеко не все топ-менеджеры понимают, что высокие технологии могут быть фактором роста предприятия в целом. Поэтому, подчеркивает Gartner, их нужно знакомить с новыми возможностями ИТ. И наоборот, ИТ-директора должны получать знания и навыки в области бизнеса. Это позволит и тем и другим увидеть перспективы развития. “В России у ИТ-среды есть преимущество. Можно учесть западный опыт, чтобы не внедрять старые системы, а сразу переходить к самым передовым”, — считает Джон Махони.
Но как это реализовать на практике? Аналитики рассказали о методиках и подходах, которые накопились у Gartner за многие годы работы с предприятиями из самых разных отраслей.
Прежде всего следует определить роль ИТ в своей компании. Исследования показали, что сейчас происходит эволюция ИТ-подразделений от традиционного типа, занятого тактическим управлением технологиями, в направлении усиления вовлеченности в бизнес. В результате граница взаимоотношений ИТ и бизнеса сдвигается от предоставления услуг к усилению участия в деятельности всей компании. Всего Gartner выделяет пять типов ИТ-подразделений.
Одновременно происходит трансформация роли ИТ-руководителя, который превращается из тактического партнера, сосредоточенного на оптимизации затрат, в стратегического участника общего бизнеса. В результате ИТ-менеджеры постепенно становятся лидерами по преобразованию деятельности компании с целью повышения ее эффективности.
Чтобы действовать в русле этих тенденций, Gartner советует ИТ-директорам в краткосрочной перспективе выйти за рамки традиционного ИТ-подразделения и выбрать тип будущего развития, в среднесрочной перспективе — сформировать цель преобразования ИТ с учетом ценности для бизнеса и усовершенствовать свой отдел в соответствии с выбранным типом, в долгосрочной перспективе — развивать командный подход, объединять знания и навыки сотрудников, а в качестве цели — использовать элементы модели ИТ-подразделения следующего, более передового типа.
Стратегическое планирование
Возвращаясь к вопросу объединения усилий ИТ и бизнеса, аналитики рассказали о создании корпоративной ИТ-стратегии с учетом передового опыта западных компаний. По словам вице-президента Gartner Майкла Джерарда, ИТ-стратегия очень важна, так как позволяет сформулировать принципы использования человеческих и технических ресурсов ради выгоды всех заинтересованных сторон. Однако на большинстве предприятий стратегические процессы определены слабее, чем операционные. “Нужно, чтобы бизнес-менеджеры и ИТ-директора действовали в едином направлении в интересах всей компании, — подчеркнул он. — Для этого ИТ-директор должен правильно понимать стратегические установки своего предприятия в перспективе на несколько лет”.
Но реализовать это на практике непросто, так как в ходе стратегического планирования приходится сталкиваться с множеством трудностей. Майкл Джерард перечислил основные из них: отсутствие в плане процесса управления рисками, слабая информированность ИТ-сотрудников компании о стратегии ее развития, создание нереалистичных планов без учета финансовых возможностей и т. д. “Обычно стратегический план рассчитан на три-пять лет, за это время многое может измениться, и наш анализ показывает, что примерно половина неудач крупных проектов связаны с тем, что изначально не учитывались разные варианты развития событий”, — поделился опытом г-н Джерард.
Gartner предлагает ряд способов преодоления этих трудностей. С точки зрения общего подхода аналитики советуют выстраивать бизнес-стратегию с учетом ИТ-стратегии, чтобы сотрудники и руководители предприятия понимали, как ИТ-отдел участвует в общем деле. Что касается конкретных методов, то Gartner рекомендует сначала создать операционную модель бизнеса, которая позволит примерно сформулировать стратегию в области ИТ. Кроме того, г-н Джерард показал общую блок-схему, описывающую стратегическое планирование как итерационный процесс. Отдельные пункты этой схемы заполняются в зависимости от специфики конкретной компании.
Окончательный стратегический план представляет собой интегрированный репозиторий процессов и ключевых решений, включает программы и проекты, а также элементы из операционного плана (например, описание корпоративной архитектуры, методы обеспечения ресурсами и т. д.). Анализ и обновление этого плана производится регулярно, а также по необходимости. “Если вы будете внедрять этот цикл и пользоваться свежей операционной моделью бизнеса, то план будет отражать интересы всех участников процесса. Но важно также предусмотреть возможность коммуникации между всеми исполнителями и ответственность всех сторон — совета директоров, топ-менеджеров и ИТ-команды”, — сказал в заключение Майкл Джерард.
Услуги — на первом плане
Рассматривая практические подходы к внедрению высоких технологий, аналитики Gartner уделили большое внимание ИТ-сервисам. По их мнению, для России эта тема тем более актуальна, что у нас на услуги приходится примерно 20% ИТ-рынка, а на Западе — 55%. Но наш рынок развивается в русле мировых тенденций. А эти тенденции состоят в движении в сторону массового предоставления ИТ-услуг и снижения их стоимости.
“Но смогут ли российские организации совершить прыжок, чтобы выйти на уровень мировых интеграционных процессов и войти в XXI век?”, — задал риторический вопрос Клаудио Да Ролд, вице-президент Gartner. Один из способов решения этой задачи состоит во внедрении коллективных ИТ-услуг (shared services), которые позволяют добиться синергетического эффекта от объединения ИТ и бизнес-дисциплин с помощью единого интеграционного решения. И хотя, по признанию аналитиков, сделать это намного труднее, чем реализовать простую централизацию и аутсорсинг, у Gartner есть рекомендации, которые дают возможность выбрать оптимальный путь и избежать провала. “Коллективные услуги — это все более популярный метод сокращения затрат, модернизации бизнес-процессов и повышения качества обслуживания на крупных предприятиях и даже в группе, состоящей из нескольких предприятий”, — объяснил Ян Содерберг, региональный вице-президент Gartner.
Аналитики также советуют готовиться к появлению альтернативных ИТ-сервисов, таких как “ПО как услуга”, вычисления “в облаке” и “вычисления как коммунальная услуга”, grid-системы и т. д. Такие методы уже существуют, но еще не получили массового распространения. Сейчас предприятия в основном используют традиционные ИТ-услуги, например аутсорсинг бизнес-процессов, разработку приложений своими силами и с помощью офшора, использование ПО с приобретением лицензий, Web-хостинг, аренду оборудования и ПО и т. д. Однако вскоре многие начнут внедрять новые способы. Как показал проведенный Gartner опрос, и клиенты, и поставщики считают эти подходы актуальными, причем у первых наибольший интерес вызывают услуги доступа к коллективной ИТ-инфраструктуре, а у вторых — “ПО как услуга” и вычисления “в облаке”.
Gartner считает, что альтернативные услуги полностью не заменят традиционные, но рекомендует уже сейчас обратить на них внимание и для начала выбрать подходящие модели и оценить целесообразность их применения, затем узнать предложения поставщиков, пересмотреть свои системы и запустить пилотные проекты с применением альтернативных услуг, а потом, примерно к 2012 г., совершить массовый переход к мультисорсинговой среде, основанной на традиционных и инновационных услугах. По мнению аналитиков, такое сочетание позволит повысить эффективность деятельности компании. Что же делать внутреннему ИТ-отделу в такой ситуации? Gartner советует провести обучение сотрудников, чтобы они умели работать с поставщиками альтернативных ИТ-услуг и извлекать из новых подходов максимальную пользу.
Оптимизация ИТ-решений
Помимо общих подходов к реализации ИТ Gartner предлагает и конкретные технологии. Например, аналитики рекомендуют для усиления взаимодействия ИТ и бизнеса одновременно использовать сервисно-ориентированную архитектуру (SOA) и методику Business Process Management (BPM).
Уже из определений видно, что эти подходы сильно связаны между собой. Как объяснил Марк Каррельманс, директор Gartner по исследованиям, SOA представляет собой архитектуру приложений, в которой данные и бизнес-логика оформлены в виде снабженных интерфейсом программных модулей (сервисов). Приложения компонуются из сервисов, что обеспечивает гибкость решения. А BPM — это набор управленческих дисциплин (последовательностей действий), которые ускоряют совершенствование бизнес-процессов с помощью метрик, практик и программных средств. “SOA и BPM — больше, чем их сумма, — сказал г-н Каррельманс. — BPM — это путь к улучшению бизнес-процессов, а SOA — механизм, который облегчает и повышает эффективность применения BPM”. Поэтому Gartner рекомендует объединить две технологии и предлагает способы, как это сделать.
Правда, Марк Каррельманс признал, что сейчас лишь немногие предприятия далеко продвинулись во внедрении SOA и BPM, а тех, кто одновременно реализовал оба подхода считанные единицы. Тем не менее такие передовики уже существуют, сказал г-н Каррельманс и привел в качестве примера France Telecom.
Как обойти подводные камни ИТ-проекта?
Серьезным препятствием на пути внедрения ИТ является риск провала такого проекта. Статистика здесь неутешительная. По оценке компании Standish Group, 66% крупномасштабных проектов не достигают заявленных целей бизнеса, реализуются с опозданием или со значительным перерасходом бюджета. По данным Gartner, 20—35% работ по реализации ERP-систем заканчиваются неудачно, а 50—60% сопровождаются серьезными трудностями.
Эти проблемы особенно актуальны для России, поскольку аналитики ожидают увеличения числа крупных ИТ-проектов в нашей стране. Как объяснила Эйя Хольстрем, консультант Gartner, сейчас у нас наблюдается огромная потребность в автоматизации, связанная с увеличением стоимости рабочей силы и спросом на операции в реальном времени. К тому же в результате консолидации формируются предприятия, охватывающие несколько регионов. Им требуется централизация бизнес-процессов и их усовершенствование. Все это происходит на фоне нехватки опытных руководителей проектов и дефицита специалистов в сфере бизнеса. “Поэтому риск провалов растет”, — сказала г-жа Хольстрем и объяснила, что основные причины неудач связаны не с технологиями, а с человеческим фактором.
В принципе все эти причины давно известны. Это отсутствие поддержки со стороны руководства предприятия, ложные ожидания, слабое управление изменениями, недостаток опыта и знаний в управлении проектами и т. д. Gartner предлагает практические способы решения этих и других типичных проблем. В частности Эйя Хольстрем показала блок-схему, описывающую процесс управления важными программами и проектами. Позиции этой схемы заказчик должен заполнить самостоятельно. Это позволит снизить риск провала примерно на 30%. Нужно также создать центр, который отвечает за проектные работы. По оценке Gartner, без этого две трети проектов проваливаются. “Все это не гарантирует успех, но снижает риск неудач, — сказала Эйя Хольстрем. — Я говорю об очевидных вещах. Но почему же люди все время о них забывают?”
Мнения сторон
В заключение хочется отметить интерес, который вызвала первая российская конференция Gartner для ИТ-специалистов. Причем интерес этот был взаимным.
Как объяснил Олави Филппула, коммерческий директор компании Market-Visio, представляющей интересы Gartner в нашей стране, решение о проведении конференции было вызвано тем, что российский ИТ-рынок быстро растет и спрос на услуги аналитиков повышается. Многие отечественные компании хотят использовать опыт зарубежных предприятий, чтобы избежать ошибок. По словам г-на Филппула, сейчас наибольший интерес к передовым подходам проявляют организации, занятые в отраслях нефти и газа, энергетики, сотовой связи и розничной торговли. Со своей стороны Gartner поворачивается в сторону развивающихся рынков, считая их перспективными.
Специалисты отметили интересные темы. Так, по словам Елены Сорокиной, руководителя проектов компании “Спортмастер”, хотя в основном рассматривались общие подходы, докладчики очень четко указывали, как начинать планирование ИТ-стратегии и в каком направлении следует двигаться. Дмитрий Бабинов, менеджер по качеству сервисов и процессов, управления ИТ, холдинга “Вимм-Билль-Данн”, особо выделил доклады, в которых было много конкретных примеров. По его мнению, многие затронутые темы актуальны для наших предприятий, поскольку у нас ИТ-системы развиваются в сторону решения задач бизнеса, а для этого ориентация на сервисы — единственный правильный подход.