Многолетние ожидания, связанные с развитием рынка фиксированного WiMAX, похоже, не оправдались. И хотя у многих экспертов сомнения существовали и раньше, но только сейчас представители телекоммуникационного сообщества впервые предметно заговорили об отсутствии серьезных перспектив у компаний, сделавших основную ставку на этот вид широкополосного беспроводного доступа (ШБД).
На очередной конференции по беспроводным сетям передачи данных (БеСеДа), ежегодно проводимой компанией CompTek, четко прозвучало, что фиксированный WiMAX никаких серьезных преимуществ перед стандартными системами связи не продемонстрировал и его будущее находится под большим вопросом. При этом надежды на мобильный WiMAX у многих операторов сохраняются, но они отдают себе отчет, что это другой рынок и другой бизнес.
В принципе, чтобы прийти к такому выводу, не нужно было вкладывать миллионы долларов и тратить годы на реализацию сетей модного стандарта, а достаточно было уже на раннем этапе по возможности освободиться от маркетинговой мишуры и тщательно сравнить потенциальные технические характеристики фиксированной версии WiMAX и других систем доступа. Однако организованная вендорами PR-компания сделала свое дело: мыльный пузырь WiMAX-ожиданий рос буквально на глазах.
Как же обстоит дело сейчас? По оценке Станислава Рыбалко, руководителя направления беспроводных технологий компании CompTek, объем российского рынка фиксированного ШБД составляет около 100 млн. долл. в год. В последний период он рос весьма быстрыми темпами, на 30—40% в год, однако сейчас его потенциал исчерпан, он близок к насыщению и рост будет замедляться. Выход — в поиске новых рынков.
По словам г-на Рыбалко, у операторов фиксированного ШБД, ныне ориентированных преимущественно на корпоративных пользователей, есть два пути. Первый — продать бизнес и уехать на Канары. Второй — выходить в новые сегменты рынка (частный и государственный секторы), внедрять современные услуги, повышать скорость доступа и осваивать новые частотные диапазоны. Ведь у операторов есть возможность перенести свой бизнес за пределы городов, там давно сформировался спрос на телекоммуникационные услуги, а соответствующих предложений пока нет.
Неразвитость проводной инфраструктуры в регионах является мощным стимулом для внедрения беспроводных сетей. И сейчас, по мнению г-на Рыбалко, здесь сложились идеальные условия для освоения нового рынка. Но сделать это нужно в ближайшие год-два, пока там не появились волоконно-оптические сети связи и не внедрена мобильная связь третьего поколения (3G).
С ним согласен Константин Анкилов, аналитик из “ИКС-Консалтинга”. “Калитка может быстро закрыться, в Москве она уже почти захлопнулась, но регионы еще открыты, — считает он. — ARPU у всех наших компаний составляет 150—200 долл., а в мире этот показатель раза в три ниже”. То есть с уходом в регионы, где обороты клиентов значительно скромнее, чем в столицах, операторам фиксированного WiMAX-доступа придется еще и существенно поступиться своими доходами.
Между тем реальная практика опровергает многие из тех маркетинговых “завлекалочек”, которые долгое время использовались для привлечения новых сторонников фиксированного WiMAX. Например, не оправдались ожидания, связанные с совместимостью WiMAX-оборудования различных вендоров. “Пока совместимости оборудования IEEE 802.11d разных производителей нет и, похоже, не будет,” — констатировал технический директор компании “Энфорта” Владимир Шкварин.
Кроме того, широко разрекламированная возможность работы WiMAX-устройств в условиях непрямой видимости (NLOS) оказалась неприемлемой на практике, поскольку даже наличие хотя бы небольшой группы подобных абонентов в сети создает существенные проблемы для остальных пользователей, серьезно снижает скорость их работы и качество получаемых услуг, а для операторов ставит под вопрос экономическую целесообразность такого бизнеса.
Что еще удивительно, так это нецелесообразность замены работающей пре-WiMAX-техники на полноценное WiMAX-оборудование, которое, казалось бы, имеет немалые преимущества перед средствами связи предыдущего поколения, например более высокую спектральную эффективность и возможность управления качеством сервиса QoS. По утверждению г-на Шкварина, применять сертифицированное на международном уровне WiMAX-оборудование правильнее во вновь строящихся сетях.
Не оправдались надежды и на появление доступного по цене оконечного WiMAX-оборудования, что послужило серьезным препятствием для привлечения индивидуальных пользователей. “С частными заказчиками мы работаем в основном по волокну, — сообщил представитель “Энфорты”. — В городе менее 1% составляют домашние абоненты беспроводного доступа, ШБД не нужен таким клиентам, им подавай Triple Play и Quadro Play, но по радио это сделать невозможно”.
В чем-то фиксированный WiMAX уже начинает терять позиции в нашей стране. Например, компания InfiNet Wireless, по словам ее директора по развитию бизнеса Юрия Писарева, в нынешнем году намерена заморозить разработки в области WiMAX и сосредоточиться на других видах ШБД-оборудования операторского класса. Это касается компании — поставщика оборудования. Но, может быть, среди операторов фиксированного радиодоступа царит прежний ажиотаж в отношении WiMAX? Не похоже. “Если посмотреть на российский рынок слияний и поглощений, то больших приобретений в данном сегменте не предвидится, — отмечает Станислав Рыбалко. — Вряд ли на рынке фиксированного доступа появятся столь крупные операторы, как «Энфорта»”.
Так что же тогда ждет технологию фиксированного WiMAX? Вероятно, она вполне может претендовать на нишевый сегмент рынка ШБД, переместиться в регионы, переориентироваться на частный сектор, на обслуживание дач, коттеджей, муниципальных служб, создание стволов для сотовых операторов, выносов Е1 для местных телефонных компаний.