Год назад представители российской компании “Одеон-АСТ” сообщили о своих планах по выводу на отечественный рынок программных продуктов французской фирмы Exalead, базирующихся на лингвистических технологиях промышленного поиска и анализа информации в разнородных источниках. Это объявление совпало с отказом “Одеон-АСТ” от продвижения продукта аналогичного назначения RetrievalWare, принадлежавшего в то время компании FAST. В качестве основных причин такого шага генеральный директор “Одеон-АСТ” Александр Громов год назад назвал нежелание компании FAST развивать продукт, купленный ею у фирмы Convera, и необъяснимое стремление нового хозяина получать детальную информацию о всех российских заказчиках “Одеон-АСТ”, включая и федеральные спецслужбы, ведущие работы, которые носят конфиденциальный характер (см. PC Week/RE, № 1/2008).
В настоящий момент, по словам г-на Громова, работа по адаптации системы Exalead one: enterprise к особенностям морфологии и семантики русского языка завершена и фирма “Одеон-АСТ” готова предлагать её отечественным заказчикам. Он сообщил, что в партнерском соглашении с Exalead четко прописаны условия использования ПО в организациях, ведущих работы под тем или иным грифом секретности, которые исключают возможность требования вендором конфиденциальных сведений о заказчике. Кроме того, Exalead предоставляет исходные тексты своих продуктов, что дает возможность проверить их на отсутствие так называемых закладок. В рамках соглашения, заключенного с Exalead, фирма “Одеон-АСТ” будет исполнять роль мастер-реселлера и намерена строить партнерскую сеть второго уровня из местных ИТ-компаний.
Время, прошедшее после упомянутых выше прошлогодних событий, показало, что “Одеон-АСТ” сделала верный шаг. Ведь компания FAST в конечном итоге была куплена корпорацией Microsoft, которая прекратила развитие продукта RetrievalWare и вывела его с рынка. В то же время, как утверждает г-н Громов, его компании удалось при локализации ПО Exalead в полной мере использовать собственные наработки в части русскоязычных онтологий, морфологических и семантических словарей, сделанные в свое время для RetrievalWare.
Как рассказал менеджер Exalead по развитию канала продаж Филипп Делтенре, первый коммерческий продукт компании был выпущен в 2004 г. и быстро завоевал хорошую репутацию благодаря высокой скорости индексирования и поиска, масштабируемости, наличию средств категоризации найденных документов и поддержке широкого спектра источников, включая файловые архивы, электронную почту, реляционные БД и Web-ресурсы. Сегодня компания получает более половины своих доходов от продаж за пределами Франции и активно развивает международную партнерскую сеть. В ее портфеле три продукта, базирующиеся на единой технологической базе: Exalead one: desktop (для поиска и анализа информации на отдельном ПК и в Сети), Exalead one: enterprise (для выполнения аналогичных функций в рамках предприятия) и Exalead one: datacenter (средство корпоративного поиска, охватывающее транзакционные источники и бизнес-приложения).
Полнота индекса и высокая скорость его актуализации объясняются тем, что он пополняется инкрементно по мере появления каждого нового документа или модификации старого. Аналогичный управляемый событиями механизм срабатывает и при завершении транзакций в контролируемой реляционной БД. Понятно, что подобный подход не работает в глобальном Web-пространстве, но там Exalead применяет специальную аналитическую методику, позволяющую ранжировать сайты по частоте обновления контента и индексировать их с оптимальной периодичностью. Это позволило, как утверждает директор Exalead по развитию бизнеса Морган Циммерман, создать в короткие сроки третий в мире поисковик по объему индексируемого пространства.
Отдавая должное мощным средствам категоризации и семантического анализа, заложенным в технологию Exalead, следует отметить, что простого включения в круг поддерживаемых источников реляционных БД для полноценного корпоративного поиска, по-видимому, будет недостаточно. Ведь базы данных, лежащие в основе ERP-систем и иных мощных бизнес-приложений, имеют сложную структуру и при анализе извлекаемой из них информации крайне важно знать заложенную бизнес-модель. Как известно, подобная специфика учитывается в средствах корпоративного поиска, предлагаемых такими поставщиками ERP-систем, как SAP и Oracle. По словам Моргана Циммермана, доработку и настройку их системы под особенности используемых на предприятии бизнес-приложений могут выполнять как партнеры Exalead (в том числе и российские), так и специалисты самой компании. Судя по тому, что преднастроенные системы такого рода им названы не были, решать данную задачу еще только предстоит.