Как известно, в императорском хозяйстве Древнего Рима трудилось множество врачей. Они были поделены на десятки — декурии, во главе которых стояли “заведующие отделениями” — декурионы; над всеми врачами был поставлен, говоря нашим языком, “главный врач”. Во врачебном придворном мире были представлены (не считая терапевтов) три специальности: хирурги, врачи по глазным и по ушным болезням. Тогдашним врачам было несколько легче, поскольку им не приходилось вести истории болезни, думать о защите персональных данных и тому подобных вещах. Археологические раскопки показывают, что они были людьми состоятельными и уважаемыми в обществе.
Переносясь в нашу действительность, легко заметить, что по ряду аспектов медицина за две тысячи лет кардинально изменилась. Например, внедрение ИТ в медицину и здравоохранение России сейчас становится одной из насущных задач, поскольку позволяет не только на 20—30% повысить производительность труда медиков, сократить потери общественного времени и повысить доступность и качество медицинских услуг, но главным образом потому, что для частных ЛПУ информационные технологии обеспечивают существенное повышение прибыльности и управляемости, а для государственных — прозрачность расходов. Впрочем, последнее свойство может быть одним из факторов, как раз мешающих данному процессу.
Что же мы в итоге наблюдаем в области МИС? Процесс внедрения ИТ в той или иной степени идёт, причём в этом потоке есть свои стремнины, а есть и тихие заводи. Сейчас уже очевидно, что синергетический эффект возникает при объединении МИС различных ЛПУ и при обеспечении их интероперабельности. Как положительный пример в данном номере описано решение, внедряемое в рамках программы “Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска”. Однако, по моему мнению, в целом по стране процесс мог бы идти более эффективно. Для этого прежде всего необходима национальная стратегия в данной области. Причём изобретать велосипед вовсе не обязательно. Поскольку Россия отстаёт от развитых стран мира как по темпам внедрения ИТ, так и по их интеграции, стоит внимательно отнестись к опыту стран, уже прошедших данный этап или же находящихся на стадии реализации проектов национального масштаба. Предлагаю читателям познакомиться с моей статьёй “Стратегия Швеции в области здравоохранения”. Схожесть ситуаций в России и Швеции в том, что шведское здравоохранение в основном обеспечивается государством. Конечно, в небольшой стране реализовать общенациональный проект значительно проще, чем у нас, но важен сам факт существования такого проекта, осмысленной координации работ со стороны органов власти и движения в правильном направлении. Кроме того, на примере этой стратегии видны и бизнес-перспективы для российского здравоохранения — возможность его включения в международное разделение труда за счёт обеспечения менее дорогостоящих, чем в Европе, страховых медицинских сервисов. Если не ловить ворон, то это сотни миллионов евро, на которые мог бы претендовать российский медицинский бизнес.
Возвращаясь к интеграции, отмечу, что кроме интеграции вовне для МИС существенна и интеграция вглубь, и здесь важную роль играет их интеграция с лабораторными системами (ЛИС). Данная тема отражена в статье “Автоматизация клинико-диагностических лабораторий: состояние вопроса”. Разумеется, можно также рассматривать и интеграцию МИС “по горизонтали” – прежде всего с системами скорой помощи, МЧС и т. п. В некоторых регионах подобный опыт уже есть, и я приглашаю их представителей поделиться им на страницах нашего журнала.
Наконец, с этого номера мы начинаем цикл статей, посвящённых медицинским ресурсам в Интернете. Их оказалось удивительно много, и статьи этого цикла наверняка помогут читателям ориентироваться в безбрежности Сети, чтобы выбрать из многих тысяч сайтов те, которые могут быть им полезны при решении практических вопросов.