Информационная ёмкость всемирной сети Интернет просто огромна! Каждая сфера деятельности, любые вопросы, волнующие человека, находят своё отражение на множестве сайтов. Не является здесь исключением и здравоохранение. В Сети можно найти материалы, представляющие интерес для пациентов, практикующих врачей, организаторов здравоохранения, научных работников, страховых компаний, коммерсантов… Существуют специфические ресурсы, интересные каждой отдельной группе, но есть и такие, которые необходимы многим.

Однако польза от интернет-ресурсов зависит от того, насколько хорошо мы их знаем. Поэтому для облегчения восприятия лучше начать с их классификации.

Итак, медицинские ресурсы (сайты или отдельные странички) сети Интернет можно разделить по типу посетителей и по цели посещения. А поскольку один сайт может предоставлять посетителям информацию разного назначения (как, например, порталы), то классифицировать мы будем не сайты целиком, а отдельные тематические группы информации (тематические ресурсы). Описанную в статье коллекцию ссылок можно найти на сайте www.it2med.ru.

По типу ожидаемых посетителей (“целевая аудитория”) можно выделить следующие группы ресурсов.

Группа А — для пациентов (ресурсы, предлагающие справочную медицинскую информацию о различных заболеваниях, их симптомах, способах профилактики или простого “домашнего” лечения, о врачах и учреждениях, оказывающих соответствующую медицинскую помощь).

Группа Б — для специалистов лечебно-диагностических подразделений (специализированная медицинская информация для специалистов практического здравоохранения и научных работников, которая может быть им полезна при проведении профилактических, лечебно-диагностических или реабилитационных мероприятий).

Группа В — для специалистов по организации здравоохранения (законодательные и нормативные акты, справочные материалы, полезные для организации работы и подготовки отчетности учреждений и отдельных частнопрактикующих врачей, а также аутсорсинговые ресурсы — медицинские услуги, оказываемые другими учреждениями и коммерческими фирмами по договорам).

Группа Д — для специалистов финансово-хозяйственных служб и коммерсантов (здесь предлагается продукция, необходимая для обеспечения деятельности медицинских учреждений, — оборудование, медикаменты, расходные материалы, инструментарий, средства связи, транспорт и т. д.).

Группа Е — для специалистов кадровых служб и поиска работы (ресурсы, предлагающие вакансии учреждений и резюме специалистов).

По цели посещения интернет-ресурса

I. Для поиска информации

A. Системы ускорения поиска контент-ресурсов

 1. Метапоисковые.

2. Поисковые:

a) универсальные;

b) профильные (медицинские).

3. Каталоги и порталы (могут быть объединены с поисковыми системами).

B. Контент-ресурсы (непосредственно содержательная информация)

1. Новости и анонсы.

2. Тематические текстовые материалы (статьи, обзоры, комментарии и т. д.).

3. Тематическая медийная информация (изображения, звуки, видеозаписи).

4. Справочники и нормативные документы.

5. Сведения о грантах и стипендиях. 

6. Ссылки на ресурсы.

II. Для поиска услуг (медицинских, психологических, санаторно-курортных и т. д.) учреждений, фирм (в том числе зарубежных)

A. Услуг частного врачебного и среднего медперсонала.

B.  Услуг народных целителей.

C. Услуг суррогатных матерей и доноров.

D. Услуг патронажа и услуг по уходу.

E. Услуг страховых компаний (добровольного и обязательного медицинского страхования).

F. Благотворительной помощи.

G. Иных услуг.

III.  Для поиска лечебных и профилактических средств

A. Медикаменты.

B. Гомеопатия.

C. Оптика.

D. Протезирование.

E. Средства гигиены и профилактики.

F. Диетические продукты и методики.

G. Экологические материалы и продукты.

H. Другие средства.

IV. Для обучения

V. Для бизнеса и обеспечения деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ)

A. Интернет-витрины учреждений и фирм.

B. Интернет-магазины.

C. Услуги для ЛПУ (консалтинговые, транспортные, рекламные, финансовые и т. д.).

D. Товары для ЛПУ (оборудование, мебель, расходные материалы, инструментарий и т. д.).

E. Информационные технологии.

F. Конкурсные торги.

G. Выставки.

VI. Для поиска работы и сотрудников

VII. Для общения

A. Форумы и чаты.

B.  Электронная почта.

C.  Блоги.

D.  О конференциях, конгрессах.

Теперь — о каждой группе чуть подробнее.

Интернет-ресурсы, предназначенные для поиска информации

Поскольку, как было сказано выше, объёмы ресурсов Интернета огромны, существует и с каждым днем всё увеличивается необходимость ускорить и облегчить посетителям поиск нужной им информации и доступ к ней. Для этого между посетителем и нужной ему информацией было выстроено несколько технологических (инструментальных) слоев подготовки данных. Ситуация очень похожа на то, как люди обеспечивают себя пищевыми продуктами. В обычной жизни человек может взять нужные продукты в нескольких магазинах или на рынках, либо найти их в одном магазине, либо сразу пойти в ресторан, заказать и получить готовое блюдо. Нечто похожее происходит и при работе с информацией. Можно самостоятельно ходить по всем ссылкам на ресурсах и искать нужные сведения (www....пока-всё-не-нашлось...), можно воспользоваться каталогами, порталами (www.medportal.ru; www.MedLinks.ru и др.) или поисковыми системами (www.yandex.ru; www.google.ru и т. д.), можно даже привлечь метапоисковую систему (например, www.quintura.ru, www.nigma.ru, которые в своей работе опираются сразу на несколько поисковых систем), а можно просто сформулировать задачу и заказать поиск данных или маркетинговые исследования в “интернет-ресторане” (маркетинговые агентства или специализированные ИТ-компании, занимающиеся сбором и подготовкой требуемых данных, — например, www.it2med.ru). Всё определяется желаниями и возможностями посетителя. Поскольку посетители “интернет-ресторанов” полностью освобождаются от необходимости применять какие бы то ни было инструментальные средства и получают интересующие их данные в готовом виде, то для нас в рамках этого цикла статей представляют интерес остальные, нижележащие инструментальные уровни поиска данных: метапоисковые и поисковые системы (универсальные и специализированные медицинские), каталоги, порталы.

Системы ускорения поиска контент-ресурсов

Метапоисковые системы

Метапоисковые системы, как следует из названия, являются своего рода надстройками над универсальными поисковыми системами (специализированные поисковые системы, например медицинские, в эту конструкцию, как правило, не включаются). Работа метапоисковых систем основана на передаче запроса и последующем использовании ресурсов, которые находят поисковые системы. Благодаря этому полнота поиска и вероятность нахождения нужной информации увеличиваются. Примерами могут служить:www.quintura.ru; www.nigma.ru; www.exactus.ru; www.clusty.com.

Поисковые системы

Поисковые системы в отличие от метапоисковых ищут и собирают ресурсы самостоятельно. Для наших задач можно выделить универсальные и профильные (медицинские) системы.

Универсальные поисковые системы

Наиболее посещаемыми (по данным SpyLog) являются:

www.yandex.ru (54,83%), www.rambler.ru (21,76%), www.google.com (15,62%), www.mail.ru (4,55%), www.aport.ru(1,56%).

В каждой системе есть свой раздел, посвященный медицине и здоровью.

Яндекс.ru, категория “Дом/Здоровье” — yaca.yandex.ru/yca/cat/Private_Life/Health;

Rambler.ru, раздел “Медицина” (top100.rambler.ru/top100/Health) в проекте TOP-100 и проект для пациентов “Здоровье” (health.rambler.ru);

Google.ru, группа “Здоровье” (groups.google.ru/groups/dir?sel=topic%3D46389%2C&hl=ru&);

Mail.ru, раздел “Медицина и здоровье” (list.mail.ru/10993/1/0_1_0_1.html);

Aport.ru, “Медицина и здоровье”, (catalog.aport.ru/rus/themes.aspx?ID=145).

Некоторые профильные (медицинские) системы и каталоги

Всероссийский медицинский портал

http://www.bibliomed.ru/

“Банк нормативных документов” на сайте Минздравсоцразвития

http://www.minzdravsoc.ru/docs

MED-портал

http://www.medportal.ru/

MedLinks.ru

http://www.medlinks.ru/

Медпоиск.ру

http://www.medpoisk.ru

Medinfo.ru

http://www.medinfo.ru

Меднавигатор.ru

http://www.mednavigator.ru/

“Каталог медицинских ресурсов” (г. Москва) на Русском Медицинском Сервере

http://dir.rusmedserv.com/

Медицинский Интернет-центр 03

http://www.03.ru/

Searchmed.ru

http://www.searchmed.ru/

Медицинский рынок

http://www.mr.ru/

Медицинская информационная сеть

http://www.medicinform.net/

Посольство медицины

http://www.medicus.ru/

MedFind

http://medfind.ru/

Nedug.ru

http://www.nedug.ru/

Градусник.ру

http://www.gradusnik.ru/

Med2000.ru

http://www.med2000.ru/

Meddesk.ru

http://www.meddesk.ru/

MedLib — медицинская библиотека

http://med-lib.ru/

Ваш медицинский агент

http://medagent.ru/

Медицина Москвы

http://mosmed.info/

MedMax.ru

http://www.medmax.ru/

Википедия — Медицина

http://ru.wikipedia.org/wiki/медицина

Медработники

http://medrabotniki.info/

Русское медицинское обозрение

http://ruscience.newmail.ru/medicine/1med.htm

Doktor.ru

http://www.doktor.ru/

Доктор Мед

http://www.drmed.ru/modules.php?name=Topics

Адреса российских медицинских сайтов

http://www.med.ru/LINKS/

Профильный каталог статей

http://www.infamed.com/katalog/

IT Medical — медицинская библиотека

http://www.it-medical.ru/

Русский медицинский журнал — каталог статей

http://www.rmj.ru/articles.htm

Medi.ru — подробно о лекарствах

http://medi.ru/

Webmedinfo — каталог книг, программ, рефератов по медицине

http://www.webmedinfo.ru/

Каталог Wolist — раздел “Медицина и здоровье”

http://www.wolist.ru/cat/c/3820

Cosilium Medicum — некоторые зарубежные медицинские поисковые системы

http://www.consilium-medicum.com/index/navigator/search_eng.shtml

Cosilium Medicum — некоторые зарубежные предметные медицинские тематические каталоги

http://www.consilium-medicum.com/index/navigator/med_catalogs.shtml

МИР — Медицинские интернет-ресурсы на сайте “МедИнформКонсалтинг”

http://www.it2med.ru/mir.html

( Продолжение следует.)