Множество как виртуальных, так и вполне реальных услуг и сервисов, от хостинга и доменного имени до получения музыки, фильмов и даже заказа продуктов, можно оплатить с помощью Online-банкинга, пластиковых карт и электронных платежных систем. Все это — без посещения отделения банка и заполнения бумажных платежных поручений. Если в регионах эти сервисы кажутся новинкой, используемой слишком редко, то для жителей практически любого мегаполиса подобные сервисы — обычное дело. Все больше виртуальных магазинов расцвечивают свои Web-страницы логотипами различных платежных систем, среди которых больше всего логотипов электронных валют, а не платежных систем Visa, MasterCard или Diners Club.
В этой связи крайне интересными представляются результаты исследования розничных финансовых услуг, проведенного недавно консалтинговым подразделением Cisco Internet Business Solutions Group, в результате которого было опрошено более 1,5 тыс. человек в Европе и США. Оказалось, что пользователи, особенно гиперподключенные к своим рабочим местам в условиях динамично меняющейся бизнес-среды, доверяют онлайновым платежным системам и виртуальным магазинам больше, чем традиционным банкам и торговым точкам, и, более того, требуют от обычных банковских отделений и розничных точек продаж таких же удобств, как в сетевой среде.
В целом если раньше онлайновые системы торговли всячески пытались имитировать традиционные магазины по ассортименту, системам оплаты и доставке товаров, то сегодня ситуация развернулась на 180 градусов, и теперь традиционные магазины должны работать как онлайновые торговые системы. Разумеется, с повышением скорости обслуживания, увеличением информации для покупателей о товарах и т. д. Только так можно удовлетворить меняющиеся требования пользователей.
По результатам исследования Cisco Internet Business Solutions Group, работа традиционных магазинов в отличие от онлайновых, все меньше соответствует ожиданиям клиентов. К примеру, 47% опрошенных сетуют на ограниченность ассортимента (торговые точки редко анализируют продажу товаров), 46% утверждают, что в магазине трудно найти нужный продукт (даже в крупных торговых молах компьютерные системы навигации на покупательских тележках при их небольшой стоимости используются редко), 22% отмечают, что не могут постоянно носить с собой все дисконтные карты и купоны (их перевод в цифровую форму и возможность отображения, к примеру, на дисплее сотового терминала дал бы гораздо большую эффективность), а 20% раздражены тем, что отслеживание магазинных платежей по пластиковым картам отнимает у них слишком много времени. К слову, оплата по пластиковым картам как в сети Интернет, так и в офлайновых магазинах уже не нравится пользователям — половина опрошенных жалуются на то, что такой процесс оплаты занимает слишком много времени.
При этом 87% пользователей альтернативных платежных систем (PayPal, Obopay и др.) высказывают большой интерес к более скоростным методам перечисления денег за товары в офлайновых торговых сетях — с помощью специальных SMS и других мобильных методов оплаты — к примеру, NFC, RFID, биометрических систем. По данным аналитической компании Pelorus Group, к 2010 г. платежи по таким альтернативным каналам достигнут объема в 400 млрд. долл. во всем мире — как оказывается, наличные и пластиковые карты уже не в моде.
Покупатели (пока в основном в Западной Европе и США) не только осознали, насколько удобен Интернет для выбора и заказа товаров, но и стали требовать такого же удобства по скорости проведения платежей в торговых точках. Теперь и банки, готовые увеличить свои обороты, считают аналитики, находятся в хорошей ситуации — несмотря на финансовый кризис объемы розничной торговли все равно будут значительными. А предложить клиентам более удобный сервис оплаты товаров — это вполне ощутимое конкурентное преимущество при сравнительно небольших затратах.