На протяжении всех лет реформирования российской электроэнергетики “Федеральная сетевая компания Единой ЭнергоСистемы” (ОАО ФСК ЕЭС) была одним из инициаторов и идеологов применения ИТ в отрасли, ее адаптации к современным условиям. Накануне упразднения РАО “ЕЭС России” научный редактор PC Week/RE Валерий Васильев побеседовал с директором по информатизации ОАО ФСК ЕЭС Александром Черновым. Предметом беседы было состояние ИТ в этой крупной компании с решающим государственным участием, в ведении которой сосредоточены все средства доставки электроэнергии потребителям, после завершения важного этапа реструктуризации электроэнергетики страны.
PC Week: Как вы можете определить роль ИТ-департамента в управлении бизнесом вашего предприятия?
Александр Чернов: За бизнес-управление в ОАО ФСК ЕЭС отвечают высшие руководство, а реализуются бизнес-функции через соответствующие профильные департаменты. Однако без понимания системы управления компанией просто невозможно выстроить должным образом корпоративные ИТ. ИТ-департамент, используя профессиональные знания своих сотрудников, тоже участвует в выстраивании бизнес-процессов. Мы управляем ИТ-проектами, выполняем функции единой “точки входа” для взаимодействия с заказчиком. Зачастую инициативы развития исходят непосредственно от департамента ИТ и, предлагаемые нами решения, позволяют бизнес подразделениям совершенствовать собственную деятельность.
В качестве примера приведу подход к созданию общего центра обслуживания (далее — ОЦО). Эта технология хорошо известна в нашей стране. Сначала мы централизовали ИТ, обеспечив деятельность учетных работников на единой централизованной платформе, что позволило бухгалтерии исполнительного аппарата выйти с инициативой о создании и развертывании ОЦО. Сегодня этот проект находится в активной стадии реализации. В результате, бухгалтеры ОАО ФСК ЕЭС перестанут дублировать однотипные операции, централизация данных и типизация рабочих процедур позволит им выполнять за то же время больше операций, сосредоточиться не на многократно повторяющемся вводе одних и тех же данных, а на их проверке и контроле. На основе централизованных технологий с использованием лучших практик у нас создается также единый расчетный центр заработной платы.
PC Week: Как часто департамент информатизации сам выступает постановщиком ИТ-задач?
А. Ч.: Постоянно. Наша ответственность в развитии ИТ-инфраструктуры, в оценке эффективности новых технологий. Некоторые конкретные примеры я уже упомянул. Вот другой важный пример. По инициативе ИТ-департамента, разработана модель активов компании, которая легла в основу автоматизации технического обслуживания и ремонтной деятельности компании, имущественного учета, учета электроэнергии и др. В создании этой модели мы выступали постановщиком задач, так как необходимо было формализовать потребности различных подразделений путем создания информационной модели объекта управления с различного рода допущениями. Затем уже бизнес приступил к созданию системы управления активами, в которой эта модель активно используется.
PC Week: Несколько слов о наиболее интересных ИТ-проектах в ОАО ФСК ЕЭС…
А. Ч.: Самый важный проект — создание системы управления активами. Ничего важнее для нас сейчас нет. В рамках этого проекта мы реализуем все новые подходы к организации работы компании в рыночных условиях, при ограниченных кадровых и финансовых ресурсах.
Существующая же сегодня система управления активами во многом содержит в себе принципы управления, доставшиеся нам от плановой экономики советского периода. Эти принципы не соответствуют сегодняшним рыночным условиям. Сложность управления активами в сетевой энергетической компании обусловлена с одной стороны распределенной по всей стране структуре связанных элементов сетевых активов, с другой — необходимостью учитывать физические процессы передачи электроэнергии. При этом необходимо обеспечить баланс надежности, затрат и рисков недоотпуска электроэнергии в условиях регулируемого рынка. Наша компания находится в стадии развертывания этого проекта.
На втором по значимости месте стоит проект, связанный с учетом электроэнергии. Поддерживая свои активы в оптимальном состоянии в соответствии с потребностями рынка и компании, ФСК должна точно учитывать переданную электроэнергию и ее потери, поскольку доход компании формируется на базе тарифа и объема переданной энергии.
Вот два ключевых проекта, которые находятся сейчас в стадии реализации и являются жизненно важными для нас.
PC Week: Дайте, пожалуйста, краткую характеристику ИТ-хозяйства ОАО ФСК ЕЭС.
А. Ч.: Основой внедряемых у нас систем являются централизация, единые методологии и правила. Что касается основных ИТ-приложений, то у нас действуют следующие автоматизированные системы: планирование и бюджетирование; бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и отчетности; управление персоналом; управление техническим обслуживанием и ремонтами; управление закупками; учет и расчеты за электроэнергию.
Также в этом году завершим автоматизацию расчета заработной платы. В Северо-Западном регионе у нас автоматизировано управление имуществом, до конца I квартала 2009 г. растиражируем этот проект по всей компании.
Недавно у нас завершено внедрение системы централизованного управленческого документооборота, охватившей около 6000 пользователей. Она позволила нам отказаться от бумаги — теперь во внутреннем документообороте ФСК юридическую значимость имеют электронные документы, а бумажные экземпляры используются только для внешнего применения. В течение нескольких секунд любой документ достигает самого удаленного офиса компании. У пользователей системы есть возможность корректировать сроки исполнения заданий, поступающих через нее, но на согласование документа исполнителям отводится не более 8 часов. Поэтому все руководители оснащены мобильной связью и ноутбуками, чтобы они, независимо от места пребывания, имели доступ к системе документооборота.
Разумеется, не все получается так, как хотелось бы.
Кроме упомянутых систем, к базовым структурным компонентам ИТ, конечно, относится инфраструктура: компьютерная техника, системное ПО, сеть, телефония, средства обеспечения ИБ. Поддержка ИТ-хозяйства, распределение ресурсов, их администрирование, обновление требуют постоянного пристального внимания.
PC Week: Известно, что ОАО ФСК ЕЭС предпочла в ИТ-обслуживании модель аутсорсинга. Какие ИТ-ресурсы и сервисы вы отдали на аутсорсинг, а какие закрепили за внутренним обслуживанием?
А. Ч.: В работе ИТ-департамента мы самым активным образом используем аутсорсинг. Внутри ОАО ФСК ЕЭС нам было бы невозможно реализовать многое, относящееся к ИТ, мы бы испытывали давление бюрократического механизма большой компании, наслоение ее проблем на задачи внедрения ИТ. В то же время модель аутсоринга обеспечивает нам необходимую свободу маневра — сюда входит решение задач внутренней реорганизации (вытекающей из реструктуризации электроэнергетической отрасли), финансирования, кадров.
При этом ИТ-активы принадлежат ОАО ФСК ЕЭС, а вся их текущая эксплуатация, поддержка, а также некоторые функции, связанные с ведением справочников, классификаторов, разработкой новых отчетов, доработкой алгоритмов, переданы аутсорсерам. Фактически за собой мы сохранили только функции жесткого контроля качества работы обслуживающей компании, а также роль единого заказчика для всех структур ОАО ФСК ЕЭС в ИТ-проектах. ИТ-департамент формирует конкурсную документацию, управляет ИТ-проектами, поэтому там работают не ИТ-инженеры, а ИТ-технологи, выросшие из ИТ-инженеров. Бизнес ставит нам задачи, мы переводим их в формализование спецификации и уже в “правильных” спецификациях формулируем задачи исполнителям ИТ-проектов.
Хочу отметить, что в серверной части нашего хозяйства для нас рабочей стала технология виртуализации, на которую мы начали ориентироваться четыре года назад. Здесь задействованы решения IBM, которые обеспечивают автоматическое, гибкое и эффективное управление серверными ресурсами. Коэффициент использования процессорных мощностей у нас достигает сегодня 95%. Кроме того, поскольку серверные ресурсы тоже централизованы, их обслуживает всего одна группа администраторов (работают с виртуальной машиной одновременно тысячи пользователей во всех подразделениях).
PC Week: Известно, что отраслевыми стандартами для систем ERP в электроэнергетике были выбраны решения SAP R3 и Oracle e-Business Suite. Какая ERP внедрена в ОАО ФСК ЕЭС? Как и кто занимался ее настройкой для ОАО ФСК ЕЭС? Насколько сильно вы вмешиваетесь в готовый вертикальный профиль ERP, предложенный вендором?
А. Ч.: В ОАО ФСК ЕЭС система ERP выстроена на базе SAP R3. Это действительно промышленное отработанное решение, которое вместе с тем позволяет действовать нам довольно гибко. Для бизнеса нашего масштаба выбор из промышленных ERP-систем, предлагаемых рынком, невелик — решения SAP и Oracle. Из равных вариантов решение по использованию SAP R3 приняло Правление компании. Это избавило нас, айтишников, от проблем преодоления сопротивления департаментов при внедрении системы.
SAP R3 — это не готовое решение. Для энергетики в нем есть отраслевые решения и модули, но и они тоже являются инструментами, как и вся система, которую необходимо настроить под конкретные бизнес-процессы заказчика. С помощью этих инструментов мы создаем нематериальные активы, принадлежащие компании. Технологии SAP позволяют переносить новые версии R3 в систему заказчика, обросшую его собственными разработками и надстройками. Нужно только при создании таких надстроек соблюдать соответствующие требования SAP, которые обеспечивают согласование с обновлениями ПО SAP.
PC Week: Каков размер ИТ-бюджета ОАО ФСК ЕЭС? Какова его структура?
А. Ч.: Наше руководство понимает важность ИТ для компании, тем не менее у нас существует очень жесткая процедура обоснования необходимости проведения той или иной закупки. Если учитывать расходы на технологические системы и телекоммуникации, то ИТ-бюджет составляет около 3% от общего бюджета компании, в эту сумму входят расходы на систему ERP, составляющие около 1% от корпоративного бюджета. На развитие ИТ сегодня расходуется в 7—8 раз больше, чем на сопровождение. Это связано со спецификой нынешнего положения нашей компании — она активно развивается, поскольку длительное время в энергетику средства вообще не вкладывались. Через пару лет инвестиции резко сократятся, и соотношение, думаю, будет 7:3 в пользу сопровождения.
PC Week: Как можно охарактеризовать состояние стандартизации в электроэнергетике? Удалось ли объединить противоположные процессы децентрализации отрасли и создания в ней конкурентного механизма с централизующим началом разработки и внедрения ИТ-стандартов?
А. Ч.: Думаю, что пока нет. Разделяться нам, субъектам отрасли, следовало бы параллельно объединяясь на основе отраслевых стандартов, в рамках единой информационной системы управления активами отрасли. Но в электроэнергетике в целом сегодня нет органа, который взял бы на себя разработку единого информационно-технологического пространства (ЕИТП) для всей отрасли. ОАО ФСК ЕЭС выходила в РАО “ЕЭС России” с предложением создать технический центр, в структуре которого “Администратор торговой системы”, “Системный оператор ЕЭС” (СО ЕЭС) и наша компания могли бы вместе разработать отраслевые стандарты реализации и поддержки модели функционирования всей отрасли. К сожалению, между собой эти три организации как лидеры отрасли, в том числе и в области ИТ, договориться не сумели, а РАО “ЕЭС России”, выдерживая политику самостоятельности структур отрасли, в процесс переговоров не вмешалось.
ОАО ФСК ЕЭС работает с электросетями по своим стандартам, в своем ЕИТП. По собственным стандартам выстроили ИТ пространство СО ЕЭС и РусГидро. “Администратор торговой системы” в своей части бизнеса, заставляет по своим стандартам работать всех участников оптового и розничного рынка электроэнергии. Но в отрасли в целом единых стандартов нет. Тем не менее процессы интеграции в отрасли идут…
PC Week: Благодарю за беседу.