Свой новый комплексный продукт — “1С:Машиностроение” 8 — компания “1С” анонсировала еще на июньской конференции для корпоративных клиентов. Но надо сказать, что представители СМИ, присутствовавшие на том мероприятии, довольно вяло отреагировали на такое объявление, приняв этот продукт за очередной выпуск специализированного отраслевого решения на базе “1С:Управление производственным предприятием” (1С:УПП).
С формальной точки зрения они были правы, но на самом деле тут был как раз тот самый случай, когда количество переходит в качество: речь шла о выпуске уникального (не только для 1С-сообщества, но во многом и для российского рынка в целом) по набору функций решения. Его необычность была и в том, что созданием его впервые занимался консорциум из большой группы партнеров — разработчиков “1С”. Можно сказать так: выпустив четыре года назад 1С:УПП, “1С” сделала первый решительный шаг по пути освоения рынка средних и крупных корпоративных клиентов. “1С:Машиностроение” — это продолжение движения в данном направлении.
Тогда, летом, в кулуарных обсуждениях “1С:Машиностроения” участники этого проекта довольно часто использовали слово “монстр”, которое весьма точно отражало, с одной стороны, гордость за свое творение, а с другой — определенные опасения по поводу того, как продукт будет воспринят рынком. И это было вполне понятно: многофункциональность — это обоюдоострое свойство, которое может выливаться в существенное повышение сложности реализации конкретных проектов. Не говоря уже о чисто технологических проблемах — например, о готовности платформы “1С:Предприятие” поддерживать данный многофункциональный комплекс с точки зрения производительности и масштабируемости. В этом плане очень характерно то, что фирма “1С”, объявив о выпуске “1С:Машиностроения”, впервые применила к нему схему корпоративных поставок, когда конкретный состав продукта комплектуется с учетом пожеланий покупателя.
Как же заказчики отреагировали на это новое предложение 1С-сообщества? В какой-то степени ответ на этот вопрос дала специализированная конференция “1С:Машиностроение”, которую провел в конце сентября внедренческий центр “Раздолье” (три его модуля вошли в состав нового продукта) при участии ряда других партнеров — разработчиков данного решения.
Первое впечатление — о самом факте появления “1С:Машиностроения” многие участники конференции (а это около 150 представителей машиностроительной отрасли) узнали только на самом мероприятии. В этой связи стоит отметить, что делать важные продуктовые объявления в момент летнего затишья — традиционный маркетинговый стиль “1С”, как и то, что фирма начинает обычно активное продвижение своих новинок примерно через год после их выпуска, когда уже закончен этап опытной обкатки партнерами в пилотных проектах.
Было заметно и то, что набор возможностей “1С:Машиностроения” в глазах многих заказчиков пока не очень вяжется с привычными мнениями о продуктах “1С”, но буквально по ходу выступлений докладчиков и сопровождавших их обсуждений у слушателей менялись подобные представления. В кулуарах можно было услышать такую оценку: “Это серьезное предложение для комплексной автоматизации за приемлемые деньги”.
Разумеется, о результатах внедрения этого продукта говорить еще рано, пока только начинаются первые работы в данном направлении. Тем не менее сообщения о практическом опыте применения 1С:УПП с компонентами, вошедшими в состав “1С:Машиностроения”, показали наличие у партнеров “1С” апробированных методик реализации подобных сложных проектов.
Говоря о главных опасностях в ходе таких комплексных внедрений, выступающие выделяли следующие моменты: отсутствие четких целей проекта со стороны заказчика, недостаточное понимание интегратором специфики отрасли (в данном случае — машиностроения) и возможное отсутствие у внедренца технологии ведения проекта. Хотя как раз при использовании “1С:Машиностроения” подобные риски снижаются, так как в состав этого комплекса входят не только развернутые рекомендации по его применению, но и методология управления проектом по внедрению, в том числе и со стороны самого заказчика. Подчеркивалось, что на нынешнем этапе освоения продукта наиболее верным является вариант участия в проектах по внедрению разработчиков “1С:Машиностроения”.
Комментируя итоги прошедшей конференции, руководитель внедренческого центра “Раздолье” Евгений Грибков отметил, что его компания намерена сделать данное мероприятие регулярным. Как известно, успешное продвижение разработок “1С” на рынке во многом обеспечивается за счет довольно жесткой конкурентной борьбы внутри партнерского сообщества. Однако вывод на рынок такого масштабного продукта, как “1С:Машиностроение”, потребует во многом скоординированных усилий (в том числе и маркетинговых) со стороны разработчиков и внедренцев этого решения.