Компании обращают внимание на социальные сети и возможности ра-боты в сообществе Web 2.0, необходимые как для взаимодействия сотрудников, так и для связи с клиентами. В течение следующих нескольких лет эта тема станет еще более актуальной, если верить аналитику компании Gartner Адаму Сарнеру. Он предсказывает, что к 2010 г. свыше 60% компаний, входящих в список Fortune 1000 и поддерживающих сайт в Интернете, будут на нем некоторую функциональность для совместной работы, которую смогут использовать сотрудники и клиенты. Далее мы поговорим о том, что может вызвать реальный шум на уже переполненном рынке.

Yammer

Стоит следить за инструментами для микроблогов, подчеркивает стар-ший аналитик компании Forrester Иеремия Овьян: “Такие инструменты, как Yammer, ESME и многие другие, только начали появляться, они дают удаленным командам возможность общаться в стиле, который представляет собой нечто среднее между мгновенными сообщениями и электронной почтой”.

В Yammer главный вопрос для пользователя такой: “Над чем вы сейчас работаете?”. После того как сотрудники компании отвечают на него, создается про-цесс, который направляет контент в определенное место, где коллеги могут прове-рять статус проектов, задавать вопросы, делиться знаниями и публиковать новости.

Инструмент может действовать и как каталог компании, поскольку каж-дый сотрудник может создать свой профиль. Эти микроблоги связаны с данным профилем, что дает возможность сотрудникам и коллегам следить за всеми обсуж-дениями работы при любом изменении информации о проекте.

В полном соответствии с методами работы социальных сетей любой сотрудник компании может запустить сеть Yammer и начать приглашать в нее кол-лег. По правилам Yammer безопасность поддерживается через ограничение доступа к этим сетям только людей с адресом электронной почты компании.

Этот сайт был создан бывшими топ-менеджерами компаний PayPal, eGroups, eBay и Tribe и пользуется широкой поддержкой, поэтому он, безусловно, будет очень заметным в будущем, считает Овьян. Более того, основная услуга — бесплатна, поэтому любая компания может воспользоваться ей без особого финан-сового риска для себя.

GetSatisfaction

Еще один интересный инструмент, на который стоит обратить внимание компаниям, – это GetSatisfaction, сказал Овьян, поскольку он обеспечивает центра-лизованную поддержку многих продуктов в одном месте.

Это очень глубинные и неформальные движения, где люди могут полу-чать поддержку друг от друга, вместо того, чтобы идти на корпоративные сайты.

Хотя это не то приложение, которое может применяться внутри фирмы, оно должно заинтересовать любую компанию, предлагающую поддержку пользова-телям и желающую понять, как в этом им могут помочь социальные сети.

В отличие от сайтов Web 2.0 с мнениями пользователей, как Epinions, или предлагающих маркетинговые услуги, в частности PowerReviews, GetSatisfaction кажется сайтом, более направленным на поддержку сообществ, в которых люди ре-шают свои проблемы через сотрудничество и могут связаться посредством форума с нужной фирмой по любому вопросу.

Например, абонент жалуется, что его послания не проходят через Flutter. И представители компании отвечают на вопрос. Использование таких инст-рументов может существенно снизить объем запросов клиентов, поскольку с каждым новым появившимся вопросом это все больше становится похоже на систему FAQ (часто задаваемых вопросов).

Socialcast

В июне компания Socialcast провела обновление ПО для социальных сетей, которые могут сделать его еще более привлекательным для компаний, же-лающих связываться с внешним миром через такие сервисы, как Twitter и YouTube.

Socialcast 2.0, построенный на платформе SaaS, дает пользователям возможность брать контент с других сайтов, которые они посещают, и связываться друг с другом в одном пространстве для сотрудничества. Это приложение позволяет осуществить импорт информации из Del.icio.us, Digg, Google Reader, LinkedIn и т. п.

Цель компании — уменьшить объем непродуктивных коммуникаций, давая возможность каждому сотруднику самостоятельно решать, как он хочет нахо-дить и использовать информацию.

Другими словами, если сотрудники компании уже применяют большое число инструментов социальных сетей, то сетевые ресурсы фирмымогут засоряться системами электронной почты, что отнимает время пользователей. Вместо этого они могут делиться информацией со всеми сотрудниками компании так же, как это делается в Twitter, только без пользовательской ориентации этого инструмента.

Билл Ивес в блоге AppGap (он фокусируется на инструментах ПО, кото-рые поддерживают сотрудничество) отмечает, что Twitter не является корпоратив-ным приложением 2.0, поскольку у него нет таких функций, которые нужны CIO. Он говорит: “Socialcast принимает этот вызов и сегодня предоставляет возможности для микроблоггинга, которые были найдены в Twitter в форме, оптимизированной для корпоративного использования”.

Dotster Connect

Еще одна интригующая сетевая среда, по мнению Ивеса, создана Dotster, провайдером бизнес-сервисов в Интернете и разработчиком Dotster Connect, который аналогичен MySpace или Facebook, но только предназначен для корпоративного пространства.

“Организация группы на сайте, аналогично Facebook, оставляет полный контроль за прозрачностью, выбором рекламы и ее размещением, функциями и данными в руках компании”, — сказал Ивес о AppGap.

По контрасту ПО Dotster Connect в корпоративном исполнении допуска-ет интеграцию с другими корпоративными приложениями и может быть открыто для поисковых машин, если компания стремится к более открытому инструменту, или за-крыто, если она предпочитает использовать его функции внутри компании.

Во многом как и потребительский сайт MySpace, приложение предлага-ет пользователю домашние страницы, “возможность дружбы”, голосование по кон-тенту, выложенному другими посетителями, фотоальбомы, загрузку видео и мгно-венные сообщения. Этот инструмент также может помочь проводить митинги, моде-рировать дискуссии.

Постройте ваше собственное приложение

Хотя на рынке присутствует множество приложений Web 2.0, еще больше их будет разработано в ближайшее время, многие компании скорее всего будут создавать решения самостоятельно, чтобы удовлетворить свои конкретные потребности.

Один из интересных примеров — это внутренний сайт для социальных сетей IBM Beehive, который предоставляет сотрудникам возможность связываться друг с другом, выкладывать личные фотографии, создавать списки любимых пред-метов и т д.

В общем создание технологии будет зависеть от цели, считает Сарнер из Gartner. “Вам придется планировать действия по целому ряду инструментов, по-скольку социальных инструментов на рынке очень много, — сказал он. — Такие при-ложения, как Facebook, могут использоваться для развития узнаваемости бренда, а обзоры продуктов, места для обмена новостями и т. п. будут действовать и внутри компании”.

Компании смотрят на пользовательские приложения, такие как Twitter и Facebook, и просят свои ИТ-департаменты создать по типу социальных сетей ПО для использования в бизнесе, сказал Михаэль Гартенберг, вице-президент компании Jupitermedia: “Мы находимся в той точке архитектуры, где компании могут обратить-ся к технологиям Web 2.0 и думать о том, как адаптировать их к своему бизнесу. Сейчас удивительное время, и я думаю, что оно еще интереснее при нашем движе-нии вперед”.