Внедрение Linux в школы трех пилотных регионов — пожалуй, первый масштабный российский проект, в котором центральное место занимает свободное ПО. Пока об окончательных его результатах говорить рано, но некоторые выводы уже можно сделать. Тем более, что количество успешных инсталляций практически совпадает с запланированным числом школ.
Ход проекта достаточно полно освещался и в прессе, и на сайте freeschool.altlinux.ru, поэтому нет смысла повторяться. Другое дело — поговорить о проблемах всего отечественного Linux-сообщества и, в частности, о трудностях использования СПО в школах. Надо сказать, что в процессе работы как первые, так и вторые проявили себя довольно заметно.
В первую очередь следует обратить внимание на некоторое противоречие между прагматичными интересами государства и традициями Linux-сообщества. Очевидно, что системе образования предпочтительнее получить некое единое решение хотя бы по причине снижения расходов на техническое сопровождение. Если вспомнить, что укомплектованность кабинетов информатики кратко называют “компьютерным зоопарком”, то вряд ли целесообразно создавать еще и “зоопарк дистрибутивов”.
Однако такой путь явно не понравился радикальной части российского Linux-сообщества. Они говорили, что свободное ПО — это прежде всего право выбора, и считали, что нельзя навязывать учебным заведениям что-то одно, какими бы убедительными причинами это ни вызывалось.
Пик несогласия пришелся на нынешнее лето. В июне на пресс-конференции, посвященной первым итогам пилотного внедрения пакета СПО, председатель “Центра Свободных Технологий” (ЦеСТ) Виктор Алкснис заявил: “Лучший дистрибутив будет принят в качестве школьного дистрибутива, и с 1 января начнется его установка во всех учебных учреждениях России”. На это отреагировал генеральный директор компании “Линукс Инк” Леонид Сомс. В своем письме, которое потом было опубликовано в блоге Виктора Алксниса, он писал: “Зачем “внедрять” в школы что-то единообразное — даже если оно в каком-то отношении, по каким-то критериям в данный момент и показало себя лучшим (или кому-то показалось таковым)?”.
Увы, к какому-то единому мнению российское Linux-сообщество по сей день так и не пришло. Вероятнее всего, и не придет — подобные вопросы давно причислены в разряду “холиварных”, и спор о правоте сторон прекратится только тогда, когда исчезнет даже гипотетическая возможность выбора вариантов. То есть никогда.
Вторая проблема, которая проявилась еще во время выбора компании, которая будет осуществлять внедрение, заключалась в том, что на свободное ПО обратил внимание крупный отечественный ИТ-бизнес. Реакция сообщества на это известие была неоднозначной. С одной стороны, вроде за это и боролись. С другой — отсутствие среди кандидатов на выигрыш тендера заслуженных Linux-компаний откровенно удручало. Хотя, безусловно, все прекрасно понимали, что самостоятельно взяться за такое масштабное внедрение отечественным разработчикам помешает элементарное чувство ответственности. Опыта реализации столь крупных проектов у них не было, а учиться этому на школах они не могли себе позволить.
И практика подтвердила правильность такого решения. Ход реализации проекта следует признать более чем успешным. Причем не только в пилотных регионах. Желание российских школ побыстрее перейти на свободное ПО оказалось настолько велико, что географию внедрения было решено расширить на всю страну, предложив присоединиться к проекту всем учебным заведениям.
Впрочем, говорить о том, что все идет настолько гладко, что впору ожидать очень быстрого перехода всех российских школ на Linux, будет несколько опрометчиво. Но для того и нужен пилотный проект, чтобы выявлять имеющиеся проблемы для поиска путей их решения. Остановлюсь на трех задачах, наиболее актуальных на сегодняшний день.
Первая формально не имеет никакого отношения к свободному ПО. Заключается она в том, что для успешного развития проекта в регионах требуются структуры гражданского общества.
Как известно, одна из главных задач внедрения — освободить школы от финансовой зависимости, в которую они непременно попадут, если выберут коммерческие решения. Однако обслуживанием компьютерного парка кто-то должен заниматься, и вероятнее всего это будут местные компании. Правда, далеко не факт, что с точки зрения образовательных учреждений они окажутся наиболее предпочтительными партнерами. Монополизм, как известно, существует и на региональном уровне.
Поскольку свободные решения — общественное достояние, то и защищать их должно общество, а не только государственные организации. В этом смысле решение начать внедрение Linux именно с учебных заведений следует признать исключительно грамотным, ибо школа для нас — это святое, и любые попытки ущемить ее права должны вызывать широкий резонанс.
Вторая проблема — информационная. Нельзя не отметить, что весьма вялая популяризация свободных решений привела к тому, что часть работников системы образования если и слышала про Linux, то полной информации об особенностях этой системы всё же не имеет.
Разумеется, речь должна идти не только о книгах и журналах. Нужно создать полноценную структуру, не только информирующую социум о свободном ПО, но и поощряющую его использование.
Определенные подвижки уже есть. В начале сентября ЦеСТ объявил о творческом конкурсе “Код свободы” среди учителей общеобразовательных учреждений РФ, участвующих в проекте апробации пакета свободного программного обеспечения. Им предлагается рассказать об использовании свободного ПО в учебном процессе. Победители получат весьма несимволические призы: три путёвки на двоих в Египет и 100 нетбуков Asus Eee PC 701.
Спонсорами конкурса выступили ASUSTeK, “Гудлайн”, “Армада”, “Альт Линукс”. Особенно радует, что в этом списке присутствуют отечественные компании — по всей видимости, в разговорах о степени цивилизованности российского бизнеса пора появляться оптимистическим ноткам.
Но все это были, так сказать, присказки. Главная проблема, от которой в значительной степени зависит не только судьба этого проекта, но и место свободного ПО в России, заключается в необходимости быстро и эффективно организовать обучение учителей. Нужны учебники, методические материалы, то есть вся инфраструктура, свойственная немаргинальным формациям.
За решение этой непростой задачи взялась “Академия АйТи”. Именно она выиграла конкурс на обучение учителей в трех пилотных зонах. Прямо скажем, работа предстоит непростая.
Ректор “Академии АйТи” Игорь Морозов рассказывает: “Сейчас еще речь не идет о том, что школы готовы к внедрению СПО. Несколько лет назад в некоторых регионах уже устанавливались компьютеры с пакетом СПО, но это программное обеспечение пришлось быстро заменить, потому что с ним некому было работать. Проект, который реализуется сейчас, как раз учитывает ошибки, допущенные в прошлый раз, поэтому больший упор делается на обучении. Но уже сейчас темп внедрения СПО в рамках проекта свидетельствует о том, что по крайней мере 300 присоединившихся к нему школ к такому внедрению готовы. Насколько будет эффективным использование этого пакета в будущем, покажет время. Основной барьер, который может затормозить дело, — это как раз компьютерная неграмотность учителей и административного состава, именно поэтому проект обучения преподавателей работе с СПО приобретает огромную важность”.
Проект “Формирование ИКТ-компетентности педагогического состава образовательных учреждений в области свободного программного обеспечения (СПО) с использованием дистанционных технологий обучения” реализуется по заказу Федерального агентства по образованию в трех пилотных регионах: Республике Татарстан, Томской области и Пермском крае. В ходе проекта “Академия АйТи” разрабатывает четыре типа учебно-методических комплексов для учителей-предметников, учителей информатики и административно-педагогических работников. Игорь Морозов уточняет: “Особенность этого проекта в том, что помимо обучения учителей и административно-педагогических работников “Академия АйТи” создала специальную программу для особой группы — методистов и тьюторов, они будут принимать активное участие в последующем обучении других категорий слушателей. Это поможет максимально расширить число обучающихся, которые получат новые компетенции. Всего в рамках проекта до конца года порядка 2,5 тыс. пользователей будет обучено работе с ПО для решения различных задач: OpenOffice.org, GIMP, Inkscape, Scribus, Audacity, Kino и др.”.
Кстати, еще до подведения итогов тендера на внедрение свободного ПО в школы пилотного региона обсуждался вопрос о создании некоего альянса, состоящего из ведущих Linux-компаний страны. Однако практика показала, что наиболее эффективно работающие объединения возникают только в процессе работы. Об этом прямо говорит Игорь Морозов : “И “Армада”, и ALT Linux, конечно, сильно заинтересованы в том, чтобы обучение пользователей прошло успешно, так как от этого зависит успех всего проекта внедрения СПО. С учетом этого мы будем активно сотрудничать с ними и в рамках проведения проекта, и в плане обмена информацией, и в плане возможных корректив и обсуждений хода программы”.
“Академия АйТи” решила, что само обучение должно быть максимально удобно для чрезвычайно загруженных преподавателей школ. В связи с этим обучение будет проходить в дистанционной форме, то есть учителя время для занятий будут выбирать самостоятельно. Им будет обеспечен доступ к различным on-line-материалам и симуляциям. А контроль знаний будет проводиться в очном формате.
Материалы были подготовлены в сжатые сроки специалистами “Академии АйТи” на основе наработок открытого сообщества, тем не менее, доступных материалов для выполнения проекта было недостаточно и пришлось часть курсов разрабатывать самостоятельно. Материалы не предназначены для открытого доступа, пока идет пилотное обучение. Что ж, тем интереснее будет взглянуть на конечный результат.