Всё, что касается развития направления Open Source, вызывает постоянно возрастающий неподдельный интерес у компьютерных пользователей и специалистов. Однако путь от проявления интереса до начала реального использования ПО данной категории может быть сколь угодно длинным. Чтобы понять, как на сегодняшний день складывается ситуация с применением свободного ПО в корпоративном секторе, мы предложили читателям PC Week/RE ответить на несколько вопросов. Участие в нашем опросе приняли 425 человек. Кроме того, при осмыслении информации воспользовались не только данными, полученными в результате этого опроса, но и результатами проведенного компанией “АйТи” исследования тенденций в области применения ПО в компаниях и на предприятиях Урала.
Использование открытых решений
Прежде всего мы попытались выяснить, каким образом на российских предприятиях используют открытое ПО. Распределение ответов респондентов (представлено на диаграмме 1) в очередной раз подтвердило уже фактически общепризнанное мнение о том, что доля Linux в корпоративном секторе составляет примерно 20—25%. Этот результат практически полностью совпадает с тем, что получила “АйТи”. Причем, заметьте, что он достигнут СПО без шумных рекламных акций и PR-кампаний со стороны продвигающих эти решения фирм. Вывод очевиден: успех свободному ПО обеспечили его высокие технические качества и доступность для конечного пользователя.
Итоги нашего опроса, равно как и исследований “АйТи”, позволяют опровергнуть довольно распространенную точку зрения, заключающуюся в том, что у ИТ-бизнеса России есть какой-то “третий путь”. Полученные нами данные абсолютно не противоречат общемировым. И это вполне объяснимо. По сути дела пользователи везде одинаковы. Они ценят простоту, доступность, эффективность и надежность решений, что и отличает свободное ПО.
Интересные выводы можно сделать, если разделить модель разработки и техническую платформу, а проще говоря — GPL и UNIX. В этом случае только 11% предприятий по каким-либо причинам не принимают открытые решения, а остальные практикуют их уже сегодня.
Наблюдается определенная зависимость между профилем предприятия и его отношением к свободному ПО. Положительное отношение к Linux свойственно организациям, занимающимся производством, энергетикой, образованием, а также государственным учреждениям. То есть чем-то вполне осязаемым. А вот “виртуальные” фирмы (финансовые услуги, консалтинг, риэлторская деятельность) настроены более скептически.
Таким образом, можно сделать вывод, что широкомасштабное внедрение открытых решений нисколько не повредит реальному сектору экономики. Он готов принять Linux и уже делает это.
Некоторое недоумение вызывает разве что небольшой процент предприятий, использующих Linux для разработки программного обеспечения. Но тут важно понимать, что в опросе участвовали самые разные фирмы, большая часть которых вообще не занимается программированием даже “для себя”. Если принять во внимание это обстоятельство и учесть, что вряд ли больше четверти всех предприятий участвуют в создании ПО, то и тут картина получается весьма отрадная для поклонников открытых решений.
Выводы из анализа ответов на первый вопрос достаточно очевидны. Свободное ПО в настоящее время активно используется на российских предприятиях. И чем ближе компания к реальному сектору экономики, тем положительней она относится к внедрению Linux. Это полностью соответствует мировым тенденциям.
Модели разработки
Мы поинтересовались у участников опроса и тем, как модель разработки приложения влияет на выбор ПО для их предприятия. Из полученных ответов следует, что для большинства респондентов решения на основе Linux являются вполне приемлемым выбором, а для 32% -- предпочтительным. Только 15% респондентов страдают явной “линуксофобией”. Для поклонников свободного ПО этот результат будет весьма отрадным.
Впрочем, даже некоторые из тех, кто свободные программы на дух не переносит, всё равно вынуждены ими пользоваться. Это следует из сравнения ответов на первый и второй вопросы. Ведь вообще без открытых решений обходятся лишь 11% предприятий, а общее число желающих эксплуатировать только закрытое ПО составляет 15%. Стало быть, 4% можно отнести к категории “хотят, но не могут”. Результат, конечно, несколько неожиданный. Обычно пользователи, желающие перейти на свободное ПО, жалуются, что для этого им не хватает прикладных программ, работающих под управлением Linux. Оказывается, существует и прямо противоположное явление: предприятие не желает видеть на своих компьютерах открытых приложений, но не находит им альтернативы.
Однако поклонникам свободного ПО не стоит испытывать особой эйфории. В комментариях некоторая часть опрошенных указала, что существенным, если не основным, критерием выбора для них является цена. Поскольку открытые решения бесплатны, то и предпочтение отдается именно им.
Но, увы, свободное и бесплатное — не одно и то же. Писать программы с открытым исходным текстом — точно такая же работа, за которую исполнитель должен получать деньги. В частности, разработкой ядра системы Linux занимаются в основном не домашние любители, а профессионалы, финансируемые крупными компаниями. Поэтому платить все-таки придется. Правда, значительно меньше и несколько иначе. Например, бизнес мог бы финансировать создание нужных ему свободных приложений через ассоциации и фонды. В конце концов у нас в стране есть Союз промышленников и предпринимателей. Почему бы ему не заняться этим полезным делом?
Преимущества такого подхода очевидны. Во-первых, коллективный заказчик изначально будет избавлен от необходимости “есть, что дают”, ведь задачу программистам ставит именно он. Во-вторых, расходы на программное обеспечение окажутся значительно ниже, поскольку исполнитель в этом случае будет получать средства напрямую, без огромного количества посредников, каждый из которых непременно желает получить свою долю прибыли, вследствие чего цена существенно вырастает. И в-третьих, только что созданные предприятия, у которых нет свободных денег, могут сразу использовать лицензионно чистое ПО, а в процесс финансирования его создания включатся позже, когда прочно встанут на ноги.
То есть использование свободного ПО предполагает серьезную работу по созданию структур, являющихся частью того, что называется цивилизованным бизнесом. Без этого рассчитывать на какой-то серьезный успех было бы наивно.
Правда, есть и третий путь, называемый в народе халявой. Заключается он в том, что надо просто подождать, когда работу по созданию свободных программ оплатит кто-то другой. Например, государство. И вероятнее всего, найдутся те, кто сочтет его для себя оптимальным. Остается только надеяться, что таких будет не много.
Привлекательность свободного ПО
Чем свободное ПО привлекательно для предприятий, наглядно демонстрирует диаграмма 2. Наиболее важный фактор, судя по распределению ответов наших респондентов, — возможность сэкономить на ПО. Об этом мы уже говорили чуть выше: такая возможность, конечно, есть, но чтобы ее реализовать, от пользователя потребуются дополнительные усилия. Помимо приведенных на диаграмме факторов участники опроса также отмечали, что свободное ПО более разнообразно, гарантирует пользователю отсутствие головной боли с учетом лицензий и совместимо с другими платформами.
Но в данном случае отрадно то, что четверть пользователей ценит свободное ПО именно за его главное качество — открытость. Это позволяет не только изучить исходный текст, разобраться в том, как работает программа, убедиться в отсутствии “закладок” и прочих неприятных блоков, но и модифицировать приложение под свои нужды, если возникнет такая необходимость. Разумеется, для этого нужны подготовленные кадры. И как тут не вспомнить слова академика Андрея Петровича Ершова о том, что программирование — это вторая грамотность. При использовании свободного ПО такая грамотность особенно актуальна.
Кстати, приведенные рассуждения напрямую связаны с тезисом о возможном снижении совокупной стоимости. Если сотрудники предприятия являются достаточно квалифицированными пользователями ПК, то они прекрасно разберутся с Linux, не прибегая к дополнительным платным курсам. Если же бизнес-концепция фирмы такова, что кадры не играют особой роли, то переход на свободное ПО связан с определенными затратами, и вовсе не факт, что совокупная стоимость владения при этом уменьшится, а не увеличится.
Заметим, что таково положение вещей во всем мире. Сильные предприятия спокойно внедряют Linux и считают, сколько они на этом сэкономили. А остальные жалуются, что не могут найти кнопку “Пуск” и для решения этой проблемы им требуется нанять специалиста.
Недостатки свободного ПО
Говоря о свободном ПО, наряду с его привлекательными сторонами нельзя обойти вниманием и его недостатки. На диаграмме 3 отражено мнение участников опроса относительно того, что препятствует внедрению свободного ПО на их предприятиях. Помимо предложенных для выбора (и отраженных на диаграмме) вариантов ответа некоторые респонденты также указали недостаточную совместимость свободных программ с закрытыми офисными форматами, которые уже являются фактическим стандартом, риск встретиться с лицензионными претензиями, отсутствие необходимых приложений и, конечно же, личное нежелание руководства.
На первый взгляд эти результаты кажутся очень странными. Прежде всего тем, что только один процент участников опроса указал в качестве главной причины низкую квалификацию пользователей. А ведь именно она считается основным препятствием широкому внедрению Linux.
Ошибка? Вовсе нет. Интересно, что исследование, проведенное компанией “АйТи”, показало примерно то же самое. Пользователи чаще всего жалуются на недостаточную совместимость свободного ПО с закрытыми форматами и отсутствие нужных приложений. О собственной низкой квалификации говорят лишь единицы.
Вероятнее всего, это объясняется банальным желанием найти соломинку в чужом глазу, а в своем не видеть и бревна. Впрочем, винить в этом только пользователей будет не совсем правильно. Стараниями некоторых компаний, производящих коммерческое ПО, компьютер стал восприниматься массовым пользователем как что-то вроде “продвинутой” кофеварки. В сочетании с известным лозунгом об извечной правоте потребителя это и дало такой результат. Получилось то, что получилось.
Хотя в сложившейся ситуации есть некоторая вина и компьютерного сообщества. Ведь до сих пор не сформулировано более-менее точно, что должен знать и уметь человек, чтобы считаться квалифицированным пользователем ПК. С разработчиками всё относительно понятно, с системными администраторами — тоже. А вот про пользователя забыли.
Довольно странно видеть на первом месте упрек в сторону технической поддержки. Ведь именно это занятие и является для разработчиков свободного ПО и для сервисных компаний, оказывающих услуги в области ИТ, одним из основных способов заработать деньги. По всей видимости, неуверенность пользователя в качестве сопровождения программ основана на их недостаточной информированности.
Разумеется, обвинять в этом потребителя не следует. Скорее всего надо говорить о некоторой недоработке компьютерных СМИ и компаний, занимающихся созданием и внедрением свободного ПО. Современные реалии таковы, что пользователь не будет бегать за производителем и продавцом с целью что-то узнать. Это фирмы должны выработать концепцию связей с общественностью и претворять ее в жизнь.
Популяризация свободных решений — неотъемлемая часть процесса масштабного перехода на Linux. Отечественные ИT-компании должны это понимать и действовать соответствующим образом. В противном случае четверть пользователей так и будет сомневаться в безопасности свободного ПО. Что конечно же совершенно не соответствует действительности.
Решение этой проблемы в России нисколько не отличается от принятого во всем мире. Необходимо создавать информационную инфраструктуру для того, чтобы пользователь мог осознанно выбрать предпочтительный для себя инструментарий, основываясь не на догадках, а на фактах.
Корпоративная политика
Выбор ПО — в некотором роде стратегическая задача. Но на многих ли предприятиях существует официальная политика в отношении приложений с открытым исходным кодом? Интересно, что только 14% участников опроса сообщили, что политика существует и эффективно применяется на практике. Если принять во внимание данные, представленные на диаграмме 1, то можно сделать любопытный вывод. На большинстве предприятий свободное ПО внедряется “снизу” по инициативе рядовых сотрудников. То есть политики еще нет, а Linux уже есть.
И это еще раз опровергает распространенную точку зрения, согласно которой открытые решения не устраивают именно конечного пользователя. Как раз наоборот — если кто и страдает “линуксофобией”, то скорее руководство предприятий, а не простые сотрудники.
Общие выводы
Итак, в сухом остатке мы имеем следующее:
- свободное ПО уже сегодня популярно в России, что полностью соответствует мировым тенденциям;
- для развития свободного ПО необходимо создавать специальные ассоциации и фонды, через которые бизнес сможет финансировать разработку точно так, как это делается во все мире;
- свободное ПО привлекательно для серьезных предприятий и организаций, а не для “фирм-однодневок”;
- существенной причиной, тормозящей масштабное внедрение свободного ПО, является скорее не недостаточная квалификация пользователей, а отсутствие системы поддержки и сопровождения свободного ПО в регионах;
- проблемы с масштабным внедрением свободных решений большей частью вызваны либо нежеланием руководителей предприятий решать эти вопросы, либо их слабой компетентностью в области компьютерных технологий.
Для улучшения ситуации российскому компьютерному сообществу следует:
- уделять больше внимания проектам, ставящим своей целью повышение уровня компьютерной грамотности населения;
- обращать внимание бизнеса на необходимость создания ассоциаций и фондов для финансирования открытых разработок;
- добиваться от ФАС жесткой реакции на случаи принуждения потребителей к использованию закрытых программ и форматов со стороны государственных и муниципальных органов;
- инициировать и поддержать принятие стратегии развития и использование СПО в органах государственной власти;
- активнее заниматься популяризацией открытых решений.