Компания SoftKey представила результаты очередного ежегодного опроса посетителей своего интернет-магазина программного обеспечения, которые позволяют лучше понять некоторые аспекты текущей ситуации и тенденции на российском софтверном рынке, тем более что эти сведения можно сравнивать с данными, полученными в 2005 и 2007 гг. (см. PС Week/RE, № 26/2008).
Все Web-покупатели, как видно из данных опроса, делятся на две основные категории: подавляющее число приобретений ПО совершают частные пользователи для собственного применения (78% респондентов), но при этом заметную часть составляют также представители малого и среднего бизнеса (17%). В географическом плане постоянно растет активность регионов страны, в то время как доля Москвы сократилась за три года с 46 до 40% (доля Санкт-Петербурга за указанный период осталась неизменной – 8%). Увеличивается процент женщин – он вырос с 13 до 20%, но эта величина все равно заметно ниже показателей аналогичных опросов в США.
Хотя посетители портала делают покупки для себя, но в целом по данным анкет можно сделать вывод, что это люди с достаточно высоким социальным статусом и представленные ими сведения отражают структуру ПО, используемого не только на домашних компьютерах (рис. 1), но в организациях (рис. 2).
Определяющая тенденция в софтверной сфере остается прежней — пользователи держат курс на работу с лицензионным ПО. В качестве главных причин его приобретения в магазине, а не у пиратов называются уверенность в стабильной работе программы (35%), возможность получения техподдержки и обновлений (22%) и принципиальные соображения, что это правильно и честно (16%). Стоит отметить, что довольно часто причиной покупки является отсутствие бесплатной альтернативы (12%). В это же время, хотя склонность с применению лицензионного ПО растет, более половины респондентов считают допустимым использование и пиратских копий. Тем не менее на домашний софт примерно 45% опрошенных готовы тратить от 300 до 1000 руб. в месяц, 22% — меньше этой суммы, 27 — больше. Чаще всего оплата покупок в интернет-магазине выполняется через Сбербанк (36%) и с помощью пластиковых карт (32%). Для электронных платежей фактически используются только “Яндекс.Деньги” (16%) и WebMoney (13%).
Отношение к вопросу легализации ПО в компаниях довольно четко зависит от ее размера: чем крупнее предприятие, тем более оно готово к покупке лицензионных программ. Но при этом весьма характерно, что эта позиция сегодня почти не зависит от занимаемой должности (будь то директор, программист или простой сотрудник), тогда как еще три года назад тут был заметный разброс во мнениях.