Открывая очередной российский “Форум SAP 2008”, глава представительства SAP в странах СНГ Йован Марьянович в своем кратком выступлении сделал ряд загадочных заявлений, истинный смысл которых станет ясен, вероятно, только спустя какое-то время. Упомянув о потрясениях, которые испытывает сегодня мировая экономика, он заявил, что “глобальный кризис касается и нас”. Имелись ли в виду отечественные предприятия или же речь шла о предварительно объявленном руководством SAP снижении ее собственных доходов в III квартале по сравнению с плановыми показателями? Не внесла ясности и следующая фраза о том, что именно в условиях кризиса особенно важно высокое качество корпоративного управления. “На следующей неделе нами будет объявлена специальная программа — мы предложим кризисный пакет, — со значением сказал г-н Марьянович. — Сегодня пришло время собирать камни”. Что ж, не будем гадать, о чем идет речь: подождем несколько дней. Если же вернуться к конференции, то главное внимание на ней было сфокусировано на решениях для предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ).
По словам вице-президента SAP по развитию рынка СМБ Бобби Феттера, данный сегмент по темпам роста опережает сегмент крупных предприятий с числом сотрудников более 2,5 тыс. и согласно ряду независимых исследований превзойдет его к 2010 г. не только по динамике, но и по объему (21 млрд. долл. против 17,9 млрд.). Весь сегмент СМБ в этих исследованиях дополнительно делится на подсегменты, и, как оказалось, в наиболее крупный из них (7,8 млрд. долл.) входят представители нижней части среднего рынка (Lower Midsize Enterprise, LME) со штатной численностью 100—499 сотрудников. Следует отметить, что и в России 26,3% оборота SAP в 2007 г. пришлось именно на таких заказчиков.
В первую очередь им предназначается объявленная на форуме программа SAP Business All-in-One Fast Start, призванная существенно упростить процедуры выбора, приобретения и внедрения преднастроенного отраслевого решения Business All-in-One. Для этого на сайте компании установлен специальный конфигуратор, с помощью которого потенциальный клиент может в анонимном режиме указать отрасль, специфические характеристики своей компании, требуемую функциональность и получить рекомендуемую конфигурацию решения с раскладкой по рабочим местам и оценкой его стоимости, включающей затраты на лицензии, внедрение и аппаратную платформу. Если предложение клиента заинтересовало, он вступает в контакт с партнером SAP, и здесь программа Fast Start (быстрый старт) предусматривает еще одно новшество — так называемый демоноутбук. На нем установлены клиентская и серверная части SAP ERP, причем, скопировав на этот ноутбук конфигурационный XML-файл, можно сразу же проводить демонстрацию работы выбранного клиентом варианта бизнес-приложения. На этапе внедрения применяется специальная методология, ускоряющая и упрощающая процедуры подготовки проектной документации, развертывания, тестирования и перевода системы в продуктивную эксплуатацию.
По оценкам представителей SAP, такой подход сулит снижение затрат на внедрение до 45% и на дальнейшую эксплуатацию до 25%. Совместно с IBM, Intel и Hewlett-Packard компания SAP предлагает в рамках Fast Start и готовые к работе программно-аппаратные комплексы, базирующиеся на серверах стандартной архитектуры, ОС SUSE Linux Enterprise от Novell и СУБД SAP MaxDB. В решении IBM допускается применение СУБД DB2. Отказ от включения в подобные конфигурации таких СУБД с открытым кодом, как PostgreSQL и MySQL, Бобби Феттер объяснил их недостаточными безопасностью и надежностью для ответственных приложений. А вот отсутствие серверов БД двух других лидеров рынка СУБД — Oracle и Microsoft — вряд ли может быть обосновано такими же аргументами. Вполне возможно, дело в том, что обе эти компании — основные конкуренты SAP на рынке ERP.
Объявлено, что первыми участниками партнерской программы Fast Start стали фирмы ALPE Consulting, Softline и НОРБИТ. Меня удивило, что среди них не оказалось таких российских первопроходцев этого направления, как TopS BI и “АйТи”, одними из первых создавших в свое время собственные отраслевые решения SAP Business All-in-One. Когда я спросил руководителя отдела SAP по развитию канала продаж Дмитрия Лисогора, не означает ли это, что теперь решения Business All-in-One могут продавать не только создавшие их российские компании, но и другие локальные партнеры SAP, то получил довольно неожиданный ответ. Оказывается в программе Fast Start речь идет только о стандартном решении SAP Business All-in-One, разработанном самим вендором. Продажами решений на его основе разрешено заниматься любым партнерам, обладающим соответствующей квалификацией. Иными словами, сегодня существует два варианта систем Business All-in-One. Одни, созданные партнерами, являются их собственностью и продвигаются на рынок только ими. Вторые представляют собой отраслевые настройки некоего принадлежащего SAP универсального решения, отражающие, кроме того, специфику каждого региона в плане законодательных требований к учету и отчетности.
Строго говоря, с учетом вышесказанного на схеме решений SAP для предприятий разного масштаба, представленной в докладе президента SAP по рынку СМБ Ханса-Питера Клая (см. рисунок), должно бы быть два блока Business All-in-One. Кстати, присутствующий на этой схеме продукт SAP Business ByDesign, предоставляемый клиентам в виде услуги в режиме удаленного доступа (модель Software as a Service), на нынешнем форуме практически не упоминался, хотя на аналогичном прошлогоднем мероприятии глава SAP Лео Апотекер обещал, что во второй половине 2008 г. сервис на основе SAP Business ByDesign появится и в регионе СНГ (см. PC Week/RE, № 42/2007). Возвращаясь к ответу Дмитрия Лисогора, отметим, что, по его словам, работа потенциальных клиентов с конфигуратором и дальнейшее их взаимодействие с партнерами будет происходить только на сайте SAP и, следовательно, полностью контролироваться вендором. Более того, и выбор партнера для заказчика решения Business All-in-One в рамках программы Fast Start осуществит SAP. Вероятно, при этом будет учитываться квалификация и опыт компании в той или иной отрасли, но не исключено, что вендор захочет распределять клиентов между своими партнерами “более справедливо” (равномерно). Как бы там ни было, к концу года программу Fast Start планируется запустить в 45 странах, а в России, как надеется Бобби Феттер, в ее рамках появятся первые десять заказчиков.
Впрочем, сколько бы не говорилось о рынке СМБ, крупные заказчики по-прежнему остаются в центре внимания SAP. Любопытно, что перейдя к продуктам для сегмента СМБ, Ханс-Питер Клай в первую очередь обратился к представителям крупного бизнеса, обратив их внимание на то, что если использовать такие решения в небольших дочерних фирмах и филиалах, то существенно упростится интеграция с корпоративной ERP-системой SAP. А отошедший недавно от дел, но активно участвующий в жизни корпорации в роли так называемого посла SAP Лес Хайман обратил внимание на тенденцию консолидации и укрупнения бизнеса, проявляющуюся в многочисленных процессах слияний и поглощений. “Компании становятся все больше и больше, — констатировал Лес Хайман. — Но работающие в них менеджеры не становятся в такой же степени умнее и умнее. Требования к качеству систем управления неизбежно будут возрастать”. Думается неизбежен и рост требований со стороны государственных органов, которым сегодня приходится в пожарном порядке ликвидировать последствия неадекватного менеджмента некоторых крупнейших игроков рынка. Но об этом разговор пойдет, по-видимому, уже на следующем форуме SAP.