Современные телекоммуникации оказывают столь большое влияние на все сферы общественной жизни, что многие термины, пришедшие от связистов, постепенно выросли в масштабах до обозначения макроявлений. Сегодня в научном мире, кажется, мало кто удивляется, когда в печати обсуждаются те или иные аспекты “широкополосной экономики”, хотя еще совсем недавно слово “широкополосный” носило совершенно утилитарный, я бы сказал, чисто технический характер.
Поэтому на международном симпозиуме компании Alcatel-Lucent (ALU) “Время широкополосной трансформации” тема для центрального доклада пленарного заседания “Широкополосная экономика: новые правила игры” прозвучала вполне логично. “IP обостряет конкуренцию в телекоммуникационной отрасли, — сказал Александр Тихонов, вице-президент ALU по странам СНГ. — Компании бьются за клиентов. Пакеты услуг уже никого не удивляют. Нынешним абонентам нужно не просто подключение, а персонифицированные услуги. Операторы трансформируют сети, услуги и бизнес, чтобы сохранить конкурентоспособность в новой широкополосной экономике”.
В Alcatel-Lucent операторы нового типа получили название Telco 2.0. Именно они должны определять будущее состояние телекоммуникационной индустрии, в которой цепочка ценности игроков в среде Telecoms — Media — Technology (ТМТ) будет организована в виде горизонтального бизнеса с минимальной вертикальной составляющей. Считается, что бизнес-модель традиционного оператора связи (Telco 1.0) построена преимущественно на принципе вертикальной интеграции.
Основные сервисы и среда обслуживания Telco 1.0 основательно изменились благодаря достижениям в технологии IP и пакетной коммутации. Современный бизнес строится не на аренде каналов и оплате стоимости соединений, а на использовании сессий, ориентированных на транзакции. Причем технически есть возможность для монетизации сессий и диверсификации бизнеса. Это уже позволяет операторам базироваться не на простейшем наборе услуг связи, а на пользовательских предпочтениях и опыте. В результате могут быть созданы хорошие условия для реализации большого количества персонифицированных и смешанных сервисов, которые и характеризуют эволюцию к Telco 2.0.
Ускорение научно-технического прогресса в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сокращение цикла внедрения новых продуктов и услуг связано с уменьшением стоимости соединения, а также создания, хранения и передачи информации. Сегодня, когда к глобальной сети подключено 17 млрд. устройств и каждую неделю в мире появляется 2 млн. новых широкополосных точек доступа (3G/DSL), резко растет потребление контента. Например, через YouTube загружается 100 млн. программ в день, а абонентская база LinkedIn увеличивается на 130 тыс. пользователей в неделю.
“С Telco 2.0 связаны перспективы строительства новой широкополосной экономики, где будут размыты традиционные границы между отраслями, демократизированы процессы создания и использования новых услуг и созданы новые бизнес-модели, — отметил г-н Тихонов. — В этих условиях успех будет зависеть от поиска и формирования новых источников дохода в базовых активах оператора”.
Опрос Telco 2.0, проведенный ALU в сентябре прошлого года, показал, что 20% интернет-провайдеров и 25% поставщиков услуг Triple/Quadro Play довольны своей бизнес-моделью, но оставшиеся 55% компаний нуждаются в ее смене. То есть речь идет о создании и внедрении у них новых способов монетизации услуг, например, связанных с размещением целевой рекламы, с внедрением платформы взаимодействия между брендами и потребителями, управлением идентификацией, предоставлением контента и т. д.
Александр Тихонов привел несколько успешных примеров монетизации услуг, реализованных европейскими операторами из разряда Telco 2.0. Так, фирма Arcor из Германии реализовала проект Avviso, в рамках которого обеспечивается выдача абоненту рекомендаций по выбору контента в реальном времени на основе пользовательских предпочтений; компания Virgin внедрила поиск товаров через мобильный портал, которым сегодня пользуется 20% ее абонентов в Великобритании, которые генерируют в среднем по четыре поисковых запроса в месяц.
Показательно, что в числе новаторов есть даже такие телекоммуникационные гиганты, как British Telecom и Vodafon: первый из них осуществил проект BT Trade, обеспечивающий для предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей возможность рекламировать и продавать свои услуги на площадке British Telecom, а крупнейший в мире оператор сотовой связи Vodafon внедрил сервис m-pay — решение по мобильной коммерции, позволяющее абоненту использовать свою трубку для оплаты покупок стоимостью до 10 фунтов стерлингов на интернет- и Wap-сайтах.
Компания ALU — одна из самых инновационных в мире. Достаточно сказать, что входящая в нее Bell Labs — безусловный мировой научный лидер в сфере ИКТ на протяжении последнего полувека. И сейчас в стенах этой лаборатории рождаются технологии эры Communications 3.0. Но сегодня ситуация на телекоммуникационном рынке изменилась. Продавая технику для Telco 1.0, поставщик легко мог сравнить традиционное оборудование с новой разработкой и дать клиенту предложения по развитию бизнеса. Например, предлагая более современную городскую АТС, он делал упор на ее расширенную функциональность (скажем, тридцать сервисов вместо двадцати) и таким образом легко выводил покупателя на усовершенствованную бизнес-модель.
Но, к сожалению, в новых решениях, ориентированных на Telco 2.0, даже такие поставщики, как ALU, не могут к комплекту поставки оборудования и ПО предложить и гарантированно успешную бизнес-модель: ведь то, что хорошо приносит прибыль в Японии, может оказаться разорительным в условиях Индии. По сути сейчас компаниям предлагают приобрести современную технологическую платформу, но бизнес-модель на ее основе они должны выработать самостоятельно.
IP-трансформация не является панацеей ото всех операторских проблем. Сегодня нередко складывается ситуация, когда местные телефонные компании инвестируют немалые средства в прокладку широкополосных линий связи до абонентов, а самые высокодоходные точки монетизации сервисов в этой среде уплывают от них, скажем, на Mail.ru. Вряд ли такое перераспределение доходов их сильно обрадует. Вкладывая миллионы долларов в развитие телекоммуникационных сетей, операторы должны трезво оценивать все риски этой деятельности и иметь возможность реализовать точки монетизации услуг и получить необходимую прибыль именно на своем участке бизнес-процесса.