Идея применить опыт использования социальных сетей для поддержки внутрифирменной деятельности родилась не вчера, однако вопрос о том, как ее реализовать на практике, пока является открытым. Ведущие мировые ИТ-поставщики (в частности, IBM, Oracle) в последний год много говорят о готовности своих продуктов к решению подобных задач, но все же их предложения — это скорее платформы разработки, а не готовые для внедрения продукты. Проблемой же для большинства предприятий являются не столько технические аспекты, сколько сама постановка задачи: как в принципе может выглядеть реализация информационного взаимодействия сотрудников с технологией Web/Enterprise 2.0 на практике? Похоже, представленный в середине октября компанией “1С-Битрикс” новый продукт “1С-Битрикс: Корпоративный портал” — это вполне конкретный ответ на этот вопрос.
Отметим сразу: на рынке сегодня еще нет устоявшего термина для подобного рода продуктов. Наверное, “корпоративный портал” — это не очень удачное название, поскольку оно уже много лет ассоциируется с созданием одного окна для работы сотрудников компании с бизнес-приложениями. Причем обычно подразумевается применение такого подхода в крупных распределенных организациях.
Представляя свой новый продукт, генеральный директор “1С-Битрикс” Сергей Рыжиков подчеркнул, что он предназначен для решения несколько иного круга вопросов, а именно — коммуникационных и организационных задач (включая управление кадрами) в рамках обеспечения внутренней деятельности компаний, в том числе тех ее аспектов, которые не очень хорошо описываются формальными бизнес-процессами. Он пояснил, что решение разрабатывать “Корпоративный портал” было принято после детального анализа ситуации на рынке, интервьюирования клиентов из разных бизнес-сегментов. При этом внимательно изучался также опыт партнеров “1С-Битрикс” по реализации подобного рода заказных проектов и созданию собственных тиражных решений. “Анализ ситуации на рынке показал, что у клиентов не было решения, готового к быстрому развертыванию, легко настраиваемого и обеспечивающего создание в компании единой корпоративной среды общения и работы с документами”, -- отметил Сергей Рыжиков.
Как можно было понять из его пояснений, концептуальную основу продукта составил опыт работы в этой сфере одного из ведущих партнеров его компании — фирмы QSoft. При этом в рамках такого сотрудничества “1С-Битрикс” пошла на не совсем обычный для ИТ-рынка шаг: в конце сентября компания объявила о выкупе у QSoft прав на ее решение “QSoft: Корпоративный портал” и одновременно сообщила о прекращении его продаж и начале реализации вместо него своего продукта.
“1С-Битрикс: Корпоративный портал” реализован на базе хорошо известной в нашей стране Web-платформы “1С-Битрикс: Управление сайтом” и представляет собой готовое прикладное решение, которое можно за три-четыре часа сконфигурировать под конкретные требования заказчика с помощью набора мастеров. Далее можно производить необходимые настройки системы с помощью тех же встроенных средств управления, а также выполнять более тонкое расширение путем программирования на уровне платформы.
В продукте активно применялись принципы Enterprise 2.0, в том числе знакомых многим пользователям инструментов Web — социальных сетей, мгновенных сообщений, поиска, “облака” тегов, форумов, блогов и других сервисов, упрощающих поиск информации и внутренние коммуникации. Решение при установке может быть интегрировано с Active Directory. Списки сотрудников и структуру компании можно загрузить из системы “1С:Зарплата и Управление Персоналом” или из таблиц MS Excel. Интеграция с приложениями Microsoft Office и Open Office позволяет коллективно работать с документами и хранить историю изменений. Общие папки документов портала могут быть подключены как сетевые диски в операционной системе пользователя по протоколу WebDAV. Продукт работает на UNIX- и Windows-платформах, поддерживает базы данных MySQL, Oracle, MS SQL, Oracle XE, MS SQL Express.
Базовый вариант поставки продукта включает лицензию на 25 пользователей. Однако, по мнению Сергея Рыжикова, основной фокусной группой для “Корпоративного портала” станут организации с численностью от 100 до 1000 сотрудников. При этом он заверил, что данное решение справится и с обслуживанием десятков тысяч пользователей. Уже в нынешнем году планируется выпустить расширенную версию корпоративного портала для развертывания многопортальных решений внутри холдингов.