Прошедшая в середине сентября традиционная встреча ИТ-специалистов и руководителей предприятий “Подмосковные вечера”, организованная клубом 4CIO.Ru, в этом году обрела статус международной — в ней впервые приняла участие делегация представителей союза ИТ-руководителей Японии, возглавляемая его президентом профессором Тошио Оби. В перерывах между заседаниями он рассказал научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой о своей организации — каким образом она построена и какие основные задачи решает. Тошио Оби также поделился своими мыслями об изменении роли и важности ИТ для бизнеса и о связанном с этим изменении статуса CIO на современных японских предприятиях.
PC Week: Мне впервые доводится беседовать с руководителем зарубежного сообщества ИТ-руководителей. Полагаю, нашим читателям будет интересно узнать подробнее о вашем объединении.
Тошио Оби: Наша организация называется “Международная академия CIO”, и ее основная функция связана с образованием. То есть мы в отличие от российских структур такого рода, которые опираются на бизнес и самоорганизацию, в большей степени ориентированы на обучение и повышение квалификации CIO. Помимо этого наш союз имеет очень тесные связи с государством. Таким образом, у нас есть три составляющие, которые образуют своеобразный треугольник: академия, бизнес и государство, взаимодействующие между собой.
В соответствии с этим всех членов нашей организации можно разделить на три группы: преподаватели академии, чиновники и люди бизнеса, в частности CIO.
В нашей академии сегодня насчитывается 250 человек. Стать ее членом просто: необходимо предъявить два рекомендательных письма от тех, кто уже состоит в ней, заполнить заявку и передать всё это в совет, который и будет принимать решение о приеме. Кроме того, мы тщательно проверяем компании, где работают кандидаты, на предмет того, как они ведут свой бизнес.
Два раза в год мы проводим конференции, на которых члены академии обмениваются опытом и общаются друг с другом в неформальной обстановке. На них приезжают представители организаций из США, Китая, Таиланда, Индонезии, Филиппин, Вьетнама, Кореи, Швейцарии и Италии. Следующая такая конференция будет проходить в ноябре текущего года в Токио.
PC Week: На решение каких задач ориентирован ваш союз?
Т. О.: Должность CIO появилась в Японии не так давно, если сравнивать с другими странами, например с США. Но теперь эти ИТ-специалисты представляют собой очень влиятельную силу, которая может способствовать усовершенствованию управления бизнесом. Вот почему мы считаем важным, чтобы эти три группы, образующие наш союз, работали вместе в целях выработки новой бизнес-модели. Более того, мы уверены, что это поможет повысить конкурентоспособность японских компаний на мировом рынке.
В крупных компаниях может быть несколько CIO — в отличие от средних и малых предприятий, где, как правило, лишь один такой специалист, а в некоторых случаях и вообще ни одного. Академия оказывает содействие — и в этом мы видим свою миссию — в передаче знаний и опыта от крупного бизнеса к среднему и малому. А поскольку каждая компания имеет свою собственную модель управления, необходимо неким образом стандартизировать их деятельность. Причем мы не говорим здесь о едином для всех стандарте, мы говорим о схожих стандартах. Ведь несмотря на различия в системах закупок и портфелях инвестиций, компании имеют очень много схожих функций. Академия дает им возможность выработать некий стандарт бизнес-модели, в чём и заключается наша вторая важная миссия.
PC Week: Существуют ли в Японии другие организации, подобные вашей, в том числе объединяющие CIO по отраслевому или территориальному принципу?
Т. О.: Мне ничего не известно об отраслевых союзах, а вот что касается территориальных, то в Осаке есть объединение CIO, но оно значительно меньше по размерам по сравнению с нашей академией в Токио.
PC Week: Какое место занимают ИТ-руководители в современной японской компании? В Англии, например, роль CIO не столь высока — как правило, они подчиняются финансовому директору, т. е. не первым лицам в компании. Как обстоит дело в Японии?
Т. О.: В Японии всё зависит непосредственно от самой компании. Так, в Fujitsu (ее ИТ-руководитель, который также является членом академии CIO, стал гостем конгресса 4CIO.RU “Подмосковные вечера”. — Прим. ред.) CIO отчитывается непосредственно перед президентом.
По нашим данным, сегодня примерно 70% CIO отчитываются перед высшим руководством, а вот десять лет назад всё было по-другому — тогда таковых было не более 50%. Это объясняется тем, что в те времена пост ИТ-директора был не очень высоким. В отличие от этого сегодняшняя ситуация, когда CIO входит в совет директоров компании, весьма распространена.
Сейчас роль японского CIO изменилась. Так, согласно проведенным опросам, в фокусе основного внимания CIO находятся коммуникации. И это не случайно. Поскольку сегодня их основной задачей является автоматизация бизнес-процессов предприятия, здесь невозможно обойтись без коммуникаций.
Однако если говорить о степени влияния CIO на развитие бизнеса компании, то, к сожалению, приходится констатировать, что она не так велика, как нам хотелось бы, и ограничивается лишь областью инвестиций в ИТ.
Вместе с тем перед современным CIO открываются и более широкие перспективы. Например, в Японии человек, который занимал должность ИТ-руководителя компании, впоследствии может стать ее вице-президентом и занять еще более высокий пост. Такие ситуации раньше просто не встречались.
PC Week: Каково соотношение продуктов собственной разработки и тиражного ПО, которые используются на предприятиях Японии? Какие тенденции можно здесь наблюдать?
Т. О.: Несомненно, лучше применять тиражную продукцию, например, для автоматизации деятельности бухгалтерии. Но вместе с тем каждая компания имеет свои уникальные бизнес-процессы, поэтому для внедрения тиражного ПО необходимо обеспечивать соответствие требованиям заказчика путем индивидуальной настройки. Однако в ряде случаев объем таких доработок может быть весьма значительным, поэтому сегодня многие японские компании, особенно очень крупные и прибыльные, создают собственное ПО, предназначенное для управления бизнес-процессами.
PC Week: А насколько широко в Японии распространено такое явление, как аутсорсинг?
Т. О.: Сегодня это направление очень популярно в нашей стране. Бизнес компаний растет, и поэтому они переходят к разным моделям аутсорсинга. Более того, многие из них переводят свои проекты или ИТ-менеджмент в страны с недорогой рабочей силой, например в Индию или Китай, т. е. расширяется офшорный аутсорсинг. Так, Fujitsu сотрудничает с небольшой компанией в Пекине, которая осуществляет для нее обслуживание ИТ.
Нам хорошо известно о высокой квалификации российских программистов, и мы полагаем, что в будущем в числе стран, куда японские компании будут обращаться за услугами аутсорсинга, появится и Россия.
PC Week: Какие основные проблемы приходится решать CIO в Японии?
Т. О.: В ходе бесед с нашими российскими коллегами (весной нынешнего года делегация Союза ИТ-директоров была в гостях у “Международной академии CIO” в Токио. — Прим. ред.) мы выяснили, что перед нами стоит один и тот же стандартный набор трудностей.
Первая и самая главная проблема, которую приходится решать японским CIO, связана с финансами. Руководство компаний сегодня, как правило, выделяет деньги на развитие ИТ по остаточному принципу, т. е. сначала финансируется реализация бизнес-проектов, затем — другие текущие нужды, а уже потом выделяются деньги на ИТ. Так что для нас главная задача заключается в том, чтобы получить необходимый объем финансирования.
Вторая и не менее важная проблема возникает при развертывании новых решений. Очень часто сотрудники компаний не могут приспособиться к новой системе и предпочитают работать в старой. Причин здесь может быть несколько: новое ПО не всегда адаптировано к выполняемым ими функциям, требует изменения сложившихся бизнес-процессов или сложно в использовании. Поэтому задача CIO — сделать такое внедрение максимально плавным и отвечающим интересам всех сотрудников.
И наконец, определенные трудности связаны с отсутствием в Японии единой системы сертификации CIO. Такая система, на мой взгляд, могла бы помочь руководству компаний находить и готовить высококвалифицированных специалистов, способных не просто решать поставленные задачи, но и вырабатывать стратегию развития информационных технологий, направленную на увеличение их вклада в повышение эффективности работы предприятия.
PC Week: Спасибо за беседу.