На состоявшейся в Москве конференции “IT-лидер”/“ИТ для повышения эффективности бизнеса в ключевых сегментах экономики” с пленарным докладом выступил заведующий кафедрой МГИМО профессор Андрей Коротков. Полагая, что содержание доклада представляет интерес для многих наших читателей воспроизводим запись этого выступления.
Андрей Коротков: Мы все хорошо понимаем, что финансовая система, которая складывалась в течение последних 50 лет даёт сбой, она не отвечает тем вызовам, которые ставят перед ней в том числе и новые технологии. Есть и некоторые фундаментальные ошибки, о которых имеет смысл поговорить.
Власти в России умеют находить общий язык с бизнесом. В течение ряда лет на волне общего подъёма экономики в мире мы быстро переняли всё то, что, как нам казалось, помогает нам зарабатывать деньги, но забыли про риски, которые за этим стоят. Сегодня государство каким-то образом пытается помогать экономике, нашему бизнесу, но встаёт вопрос, как надолго хватит резервов. По данным ЦБ России, на 3-е октября резервы составили 546,1 млрд. долл., уменьшившись за три недели на 51 млрд., т. е. мы потеряли уже довольно много из этих резервов, а ведь кризис ещё и не начался толком, он ещё и в США не подошёл к своему пику, поэтому надо готовиться к довольно трудным временам.
Государство будет помогать, например, автопрому, поскольку многие его предприятия являются градообразующими и их остановка чревата серьёзнейшими социальным последствиями. Сейчас государство вольёт деньги в банки, но эти деньги берутся из бюджета и в основном у бизнеса. Здесь нужно серьёзно думать, чему мы помогаем. Сейчас просто идёт латание дыр, прикрытие точек, которые могут привести к мгновенному обвалу. Вопрос в том, будем ли продолжать латать эту скомпрометировавшую себя систему, или следует думать, как мы будем жить дальше.
Кредитов было слишком много, и они были слишком доступны, потребители тратили больше, чем зарабатывали. Понятно, что сегодня гонка “компьютерных вооружений” на предприятиях и в компаниях заканчивается, приходит время умных решений, и надо серьёзно посмотреть, где мы находимся и что делать дальше. Исследования крупных игроков показывают, что нужно изменять стандарты отчётности компаний, повышать прозрачность. Переход к новой модели потребует серьёзного переосмысления в ИС компаний.
Явно появляются новые возможности. В период кризиса делаются самые большие состояния, как и самые большие состояния теряются.
Не так давно я консультировал железнодорожников, и там было много нареканий в адрес айтишников. Запросив статистику об использовании ИТ, я увидел, что те, кто жаловался, просто не умеют ими пользоваться.
Сейчас важно сократить издержки, при этом нужно не потерять то, что нажито за это время. Встаёт также вопрос доверия к клиентам, нужны базы данных, требуется серьёзная работа.
От проекта нужно переходить к понятию процесса и смотреть, кому от проекта стало лучше — выиграл ли клиент, сокращены ли расходы. Зачастую мы встречаемся с ситуацией, когда клиент только мешает процессу, который идёт ради самого процесса. Для этого следует вводить другую мотивацию труда, заимствовав опыт передовых компаний. Прежде чем отправлять людей на улицу, возможно, стоит пересмотреть правила игры. В своё время англичане управляли Индией с помощью всего тысячи чиновников, которые еженедельно писали бумагу губернатору что сделано, что не сделано и почему не сделано. Вот она система комплексных показателей.
Руководители ИТ-служб должны уметь рассказывать пользователям, что сделано и что делается ими для внедрения ИТ. Если об этом не рассказывать, сложится мнение, что ничего не делается.
Надо учиться разговаривать с бизнесом. Никто не поймёт вас, если предложения изложены на техническом языке. К сожалению, ни один вуз в стране не готовит бизнес-технологов, которые выступают связующим звеном между бизнес-подразделением и департаментом ИТ.
Стоит напомнить, что бизнес и ИТ всегда вместе — и в победе, и в поражении.