Примерно год назад создалось впечатление, что активность продвижения идей сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) со стороны ИТ-вендоров после пика на границе 2006 — 2007 гг. пошла на убыль. Но оказалось, что по крайней мере для IBM это было лишь небольшой передышкой перед началом новой волны деятельности в данном направлении. В стартовавшем нынешней осенью бизнес-сезоне корпорация явно решила придать SOA второе дыхание, предложив заказчикам программно-методический подход Smart SOA, основанный на обобщении уже полученного опыта применения SOA в отрасли.
Надо сказать, что поначалу поставщики ПО пытались представить поддержку SOA со своей стороны в виде отдельной группы собственных решений, в том числе и вновь созданных продуктов. Но год-полтора назад эту понятную маркетинговую схему нарушила Microsoft, заявив, что SOA реализуется на базе всей ее программной платформы, а не с помощью какой-то одной категории ПО. Такое позиционирование сразу поддержала и IBM, также сказав, что основой ее SOA-платформы является все семейство ПО WebSphere, дополненное продуктами Lotus, Tivoli, Rational и DB2.
Представляя в середине октября в Москве инициативу Smart SOA, вице-президент IBM Software Group Джон Месберг сообщил о том, что в достоинствах SOA сегодня уже нет необходимости убеждать заказчиков: они достаточно широко используют этот подход. Так, по данным проведенного в этом году исследования компании AMR Research, 53% опрошенных по всему миру компаний сообщили, что они уже используют SOA или запустили проекты на ее основе. Еще 37% планирует начать такие работы в течение ближайших одного-двух лет, и только 10% пока не видит в этом необходимости.
Что касается собственно новой инициативы IBM, то здесь в методологическом плане корпорация выделяет пять ключевых аспектов, понимание которых должно помочь клиентам понять преимущества SOA по сравнению с традиционным подходом к организации корпоративных информационных систем (см. таблицу). Соответственно для каждой из этих позиций Smart SOA предлагает несколько входных точек (SOA Entry Points), через которые заказчики могут подойти к реализации своих первых SOA-проектов. В свою очередь для обеспечения использования таких точек корпорация предлагает ряд модернизированных и новых продуктов, а также готовые сценарии и методические рекомендации применительно к различным отраслям (розничная торговля, здравоохранение, государственный сектор, банковская сфера и т. д.). Там, в частности, приводятся советы о том, с каких конкретно работ стоит начать движение для перехода к SOA.
Состав набора продуктов IBM для реализации SOA постоянно пополняется. Так, сейчас заказчики могут использовать новый инструмент IBM WebSphere Business Events, созданный на базе технологии, приобретенной в начале этого года у компании AptSoft. С его помощью можно анализировать связи между событиями, выявляя при этом потенциальные возможности или угрозы для бизнеса и автоматически вырабатывая ответные ходы.
Реализацию подхода Smart SOA предлагается выполнять эволюционно в четыре основных этапа: создание основ, развитие, трансформация, динамическая адаптация. Последний, самый высокий уровень должен обеспечить компаниям прозрачность ИТ для бизнеса и возможность упреждающей самоадаптации в ответ на вызовы рынка.
Имея в виду, что в основу Smart SOA положена идея о необходимости прозрачности технических решений с точки зрения бизнеса, IBM предлагает также использовать наборы метрик, построенные с учетом специфики отраслевой деятельности заказчика, и инструментарий IBM Benchmark Wizard для автоматического определения ключевых показателей скорости реакции на измерения (Key Agility Indicators, KAI). Библиотека из трёхсот с лишним KAI для разных бизнес-сценариев включена в состав продукта WebSphere Business Modeler & Monitor.
Для широкого продвижения SOA в массы корпоративных заказчиков важной задачей является также обмен опытом и повышение квалификации сотрудников. Чтобы решить этот круг вопросов, IBM пошла по пути создания системы взаимодействующих между собой региональных и отраслевых сообществ с использованием социальных сетей — IBM Smart SOA Social Network.
Аспекты SOA |
Решаемые задачи |
Традиционный подход (для сегодняшних потребностей бизнеса) |
SOA-подход (для сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса) |
Модернизированные и новые продукты для решения данных задач |
С чего начать |
---|---|---|---|---|---|
Повторное использование бизнес-функций |
Расширение возможностей применения существующих приложений |
Реализация каждой функции в отдельном приложении |
Создание сервиса один раз для многократного применения в разных приложениях |
WebShpere Application Server Rational Asset Analyzer WebSphere Registry and Repository |
Представление в виде сервисов функционала существующих приложений и источников мастер-данных Создание новых повторно используемых сервисов Подключение внешних сервисов |
Функциональные связи |
Интеграция самых разных аспектов бизнеса |
Закрытая связь точка — точка |
Основанное на отраслевых стандартах взаимодействие сервисов через единую шину (Enterprise Service Bus) |
WebSphere MQ File Transfer Edition QuickStart for WebSphere DataPower WebSphere Business Events |
Внутренние соединения на базе открытых стандартов Шлюзы к внешним системам Открытие доступа к существующим системам через разные каналы |
Информация |
Единый взгляд на достоверную деловую информацию |
Индивидуальный набор данных для поддержки каждого приложения |
Интегрированная информационная среда для работы любых приложений |
IBM InfoSphere Information Server IBM Maspup Center IBM Lotus Forms |
Доступ к унаследованным данным как к сервисам Очистка и консолидация данных на базе федеративной модели Создание служб управления мастер-данными |
Люди |
Настраиваемое взаимодействие и сотрудничество |
Статический интерфейс панелей управления доступа к приложениям |
Бизнес-пользователи сами формируют нужный им интерфейс для работы с необходимыми им приложениями |
IBM WebSphere Portal WebSphere Portal IBM Maspup Center |
Интеграция сервисов с помощью процессных порталов Организация сотрудничества на базе Web 2.0 |
Процессы |
Автоматизация процессов для повышения эффективности бизнеса |
Для автоматизации процессов требуется трудоемкое программирование |
Автоматизированное проектирование процессов с возможностью их динамического изменения |
IBM WebSphere Process Server Component Business Modeling Tool and Assets Release |
Проектирование, моделирование и оптимизация бизнес-процессов Мониторинг бизнес-активности Расширенное вовлечение сотрудников в деловые процессы |