Как всегда, в начале ноября представительство Oracle в странах СНГ проведет свою ежегодную конференцию Oracle TechForum '2008. Подготовка столь масштабного мероприятия, традиционно фокусирующегося на продуктах технологического стека Oracle, занимает несколько месяцев, поэтому не удивительно, что в программе сессий не нашлось места главной новинке года — программно-аппаратному комплексу Exadata, представленному в конце сентября в Сан-Франциско (США) на конференции Oracle OpenWorld (см. PC Week/RE, № 37/2008). Не исключено, впрочем, что эта тема найдет отражение в докладах руководителей Oracle EMEA, которые приедут на TechForum. В последние годы корпорация очень активно приобретает наиболее привлекательных с ее точки зрения игроков софтверного рынка. Поскольку портфель предлагаемых ею решений и технологий быстро растет, охватить его даже в рамках масштабной конференции становится все труднее. На что же следует обратить внимание в первую очередь? С рядом вопросов к директору по технологиям Oracle СНГ Глебу Ладыженскому обратился научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.
PC Week: На прошлогодней конференции Oracle TechForum в центре внимания была новая версия СУБД Oracle Database 11g. Наряду с расширением функциональности в ней появились такие полезные опции, как Real Application Testing, Total Recall и Active Data Guard. Есть ли уже примеры применения данных технологий в России?
Глеб Ладыженский: Интерес к новым опциям у заказчиков очень большой, но их практическое использование сдерживается из-за того, что работают они (за исключением Oracle Database Real Application Testing) только вместе с самой последней версией нашей СУБД — Oracle Database 11g. Переход же на новые версии в России в силу определенной консервативности отечественного рынка идёт довольно медленно. Мы имеем полную статистику по всем нашим клиентам, и она в этом отношении очень показательна. Пик в подобном статистическом распределении приходится не на предыдущую версию 10g, а на более раннюю -- Oracle 9i. И эта закономерность (пик распределения на позапрошлой версии) устойчиво наблюдается уже на протяжении пяти лет.
Перевод эксплуатируемой прикладной системы на новую версию СУБД — процесс непростой: его нужно планировать, к нему следует готовиться, он предполагает тщательное тестирование новой конфигурации, прежде чем запускать ее в промышленную эксплуатацию. Это одна из главных причин задержки с таким переходом, типичная и для России, и для более развитых стран. Кроме того, и тут уже специфическая особенность нашей страны, присутствие на предприятиях высококвалифицированных администраторов БД позволяет им, невзирая на прекращение официальной поддержки очень старых версий, успешно эксплуатировать их собственными силами, не прибегая к помощи вендора.
Совершенно очевидно, что такая консервативность в целом вредна для заказчиков, поскольку они лишают себя возможности использовать множество новых полезных функций. Отсюда следует, что нам нужно усиливать просветительскую и разъяснительную работу в этом отношении. Мы постараемся вести ее и в рамках предстоящего Oracle TechForum 2008. В частности, впервые на секции БД мы будем не только рассказывать о новых возможностях СУБД, но и демонстрировать работу программных продуктов на реальных задачах наших заказчиков. И здесь основное внимание будет уделяться не ядру СУБД, а опциям, поскольку именно они содержат около 80% новых функций версии 11g.
PC Week: Как будет развиваться семейство продуктов Oracle Fusion Middleware после приобретения компании BEA? Долго ли продолжится дублирование продуктов Oracle и BEA в этой линейке (сервер приложений, сервисная шина и т. д.)?
Г. Л.: Процесс приобретения компании BEA Systems имеет свою историю, он шел не просто, и сегодня, по его успешном завершении, начали вырисовываться контуры стека связующего ПО, в котором продукты BEA находят достойное место. Думается, для российских заказчиков это хорошая новость. У BEA в России было свое представительство, но активно в нем работали всего несколько специалистов, что не идет ни в какое сравнение с ресурсами московского офиса Oracle. Сегодня вся наша группа предпродажной подготовки по линейке Oracle Fusion Middleware сориентирована на приоритетное продвижение семейства продуктов BEA. Их до объединения с Oracle у фирмы было около пятидесяти, поэтому важно сосредоточить внимание на самых главных, к числу которых прежде всего относится сервер приложений BEA WebLogic.
Заказчики и партнеры часто спрашивают нас, какой сервер приложений теперь будет флагманским -- наш собственный Oracle Application Server или WebLogic. Если говорить о ядре или так называемом движке, то уже принято решение, что и в том и в другом продукте будет использоваться ядро BEA WebLogic Application Server. При этом Oracle Application Server 11g в качестве платформы ПО промежуточного слоя по-прежнему будет присутствовать на рынке, но его ядром вместо Oracle Containers for Java станет соответствующий компонент BEA WebLogic. Аналогичным образом движок BEA найдет применение в пакете Oracle SOA Suite, отдельные модули которого, например Oracle BPEL Process Manager, и прежде были совместимы с продуктами BEA. Текущая версия Oracle Application Server – Oracle iAS 10g – будет поддерживаться нами как и прежде, а новые станут базироваться на ядре BEA WebLogic. Для переноса на новую платформу унаследованных приложений клиенты получат специальные методологии и средства миграции. Обычно такой сложный процесс консолидации двух линеек продуктов занимает не менее двух лет, и сегодня мы находимся в начале этого пути. Похожая судьба ожидает и корпоративную сервисную шину Oracle Service Bus, на смену которой в новых проектах придет Oracle WebLogic Service Bus, а также целый ряд других продуктов.
Благодаря нынешнему объединению российские клиенты Oracle получат в свое распоряжение и популярный у нас инструмент для управления распределенными транзакциями Tuxedo, в свое время купленный BEA у фирмы Novell. Решение подобных масштабных задач, в которых задействованы разнородные БД, сегодня осуществляется либо на мэйнфреймах с помощью продукта CICS, либо на Unix-платформах с использованием Tuxedo. Хорошо известно, что в большей части стандартных OLTP-тестов TPC-C применяется монитор транзакций Tuxedo.
PC Week: Самая горячая сегодня тема — мировой финансовый кризис. Как он скажется на бизнесе Oracle в странах СНГ?
Г. Л.: Вопрос о том, как Oracle будет строить свою деятельность в новых условиях – прерогатива штаб-квартиры корпорации. Если же говорить о влиянии кризиса на российских клиентов Oracle, то оно в какой-то степени может оказаться положительным как для них, так и для ИТ-рынка в целом. В условиях, когда финансовые ресурсы легко доступны, заказчики нередко предпочитают вкладывать их в покупку мощного оборудования, имеющего большой запас по производительности, не особо задумываясь об оптимизации его использования за счет применения современных программных средств. Если нагрузка растет, то купленный ими 64- или 128-процессорный сервер с ней справляется, но при этом никто не вспоминает о том, что бóльшая часть его ресурсов просто не используется. Мне кажется, такому экстенсивному подходу в сложившихся условиях придет конец, и руководство предприятий потребует от своих ИТ-департаментов более экономичных решений с использованием недорогого стандартного оборудования и таких программных технологий, как кластеризация и виртуализация, позволяющих постепенно наращивать возможности платформы по мере роста нагрузки.
PC Week: Какие продукты, услуги и модели продаж Oracle могли бы оказаться полезными российским клиентам в нынешних условиях, когда кредиты недоступны или дороги, а оборотных средств не хватает? Нет ли планов продавать лицензии на ПО в рассрочку?
Г. Л.: Я бы отметил тот факт, что в силу сложившихся традиций, а может, особой ментальности российские заказчики фактически уже используют такую модель, поскольку многие из них по незнанию или по иным причинам далеко не всегда в состоянии обеспечить в своей организации стопроцентную лицензионную чистоту программных продуктов Oracle. Мы не делаем из этого трагедии и не принимаем по отношению к ним каких-либо жестких мер. Со временем большинство из них сами исправляют ситуацию и становятся в полной мере лицензионно чистыми. Хочу напомнить, что все продукты Oracle лежат в открытом доступе и не защищены никакими программными ключами. Это позволяет клиентам опробовать ПО и даже поэксплуатировать его в “боевой обстановке”, а затем принять решение о покупке. При желании они могут даже оформить так называемую оценочную лицензию. По завершении её срока клиент должен либо заявить о намерении использовать наше ПО на стандартных условиях оплаты лицензий, либо дать мотивированное заключение, почему оно его не устраивает.
Кроме того, недавно нами введена в действие новая программа Oracle Financing, облегчающая оплату лицензий для клиентов, находящихся в странах СНГ. Ее цель — предоставление рассрочки платежа при приобретении ПО и услуг компании Oracle. В США и Западной Европе, где эта программа была запущена более двадцати лет назад, с ее помощью сегодня финансируется около 25% продаж лицензий. Oracle Financing предлагает простую структуру финансирования, которая разрабатывается индивидуально для каждого клиента и учитывает его текущую и инвестиционную деятельность. Суть подобных сделок состоит в предоставлении льготных целевых кредитов для оплаты заключенных контрактов на поставку ПО и услуг Oracle. Условия кредитования определяются на основе договоренности между одним из крупных зарубежных банков, участвующих в данной программе, и Oracle в зависимости от структуры кредитной сделки, параметров заключенных клиентом контрактов и его финансового состояния. Как правило, срок такого финансирования составляет от одного года до трёх лет.
Подобная бизнес-модель окажется полезной и для партнеров Oracle, которые смогут заключать более крупные сделки и даже выигрывать тендеры, предлагая клиенту не только свои ИТ-решения и проекты, но и привлекательные условия финансирования для их реализации. Более того, в рамках Oracle Financing в общее предложение партнер может включить помимо лицензий на ПО Oracle еще и свои продукты и услуги. С момента запуска программы в странах СНГ ею уже воспользовались ММК, “Казахтелеком”, ВТБ, “Холдинговая компания Ак Барс” и банк “Уралсиб”.
PC Week: Спасибо за беседу.