Длившийся несколько месяцев драматический сериал, в котором главные роли играли компании Samsung, Toshiba и SanDisk, завершился. На днях Samsung заявила, что отзывает сделанное ранее предложение о покупке производителя флэш-памяти SanDisk за 5,85 млрд. долл.. В качестве причины указывается возможность увеличения убытков SanDisk из-за снижения цен на флэш-память, вызванного её перепроизводством. Напомним, что Samsung собиралась заплатить SanDisk 26 долл. за акцию, но за последний месяц курс акций SanDisk упал до 14,76 долл. Руководство южнокорейской компании опасается, что в связи с нынешними экономическими проблемами положение SanDisk станет еще хуже.
Несмотря на то что SanDisk занимает второе место на рынке флэш-памяти, дела у компании сейчас идут неважно — два последних квартала оказались убыточными. В результате ога была вынуждена объявить о снижении капитальных затрат, прекращении выпуска некоторых продуктовых линеек и сокращении штата.
Но недавно ей на помощь пришла Toshiba, которая выкупила у SanDisk 30%-ную долю в двух их совместных предприятиях по производству карт памяти типа NAND. И хотя SanDisk получила от Toshiba миллиард долларов, эта сделка негативно отразилась на ее акциях — их курс упал еще на 30%.
Тем не менее руководство Samsung выражает сожаление по поводу несостоявшегося слияния, считая, что объединение двух компаний позволило бы обеим участницам создать выдающуюся технологическую платформу и усилить позиции на рынке. Однако ответственность перед своими инвесторами заставляет Samsung действовать осмотрительно, а большие убытки SanDisk в последнем квартале, последовавшая за этим сделка с Toshiba и значительные сокращения штата делают слияние на предложенных условиях слишком рискованным, говорится в открытом письме Samsung.
Аналитики одобряют этот шаг южнокорейского гиганта. Так, компания Gartner отмечает, что, несмотря на срыв сделки, корпорация получила некоторые ожидаемые преимущества. В частности, сократилась угроза усиления конкуренции с Toshiba и SanDisk, которые ранее публично заявляли о намерении к 2010 г. занять доминирующее положение на рынке флэш-памяти типа NAND. Японской фирме пришлось потратить миллиард долларов на выкуп у SanDisk доли в совместном предприятии, а снижение спроса вынудило последнюю замедлить наращивание производственных мощностей и снизить капитальные расходы. Это позволит ей улучшить общую ситуацию на рынке флэш-памяти типа NAND и свое положение. Но Samsung тоже будет в выигрыше, поскольку является лидером этого рынка.
В Gartner полагают, что, несмотря на усиление конкуренции и перепроизводство флэш-памяти, SanDisk выживет за счет агрессивной ценовой политики, передовых технологий и обширной интеллектуальной собственности. Однако для реализации своих планов компания собиралась инвестировать в развитие несколько миллиардов долларов, но в условиях финансового кризиса ей будет трудно привлечь такой капитал.
В выигрыше окажется и Toshiba, которой угрожало объединение двух лидеров рынка. Ведь японская компания является ведущим поставщиком чипов флэш-памяти для SanDisk, а в результате слияния могла лишиться главного покупателя своей продукции.
Аналитики также отмечают важное значение лицензионного соглашения между Samsung и SanDisk, по которому южнокорейская компания платит отчисления за использование патентов. Срок соглашения истекает в августе 2009 г., и неизвестно, что последует потом. Но Samsung явно заинтересована в том, чтобы сэкономить на этих выплатах, которые достигают 400—500 млн. долл. в год. В частности, это стремление было одним из главным побудительных мотивов сорвавшейся сделки.
Поэтому некоторые наблюдатели полагают, что сериал еще не закончен. По мнению аналитика из компании Objective Analysis, южнокорейский гигант может повторить попытку покупки SanDisk, но по более низкой цене.