Понятие глобализации применительно к ИТ-отрасли связано не столько с национально-географическими аспектами (как это обычно трактуется в контексте мировой экономики в целом), сколько с изменением структуры рынка, в том числе в плане расстановки сил его основных участников. С этой точки зрения один из главных процессов глобализации в софтверной сфере проявляется в выходе на отдельные сегменты программных средств многопрофильных производителей софта, основа бизнеса которых лежит в области базового ПО, преимущественно платформенного уровня. Обычно это происходит в результате поглощения мегавендорами специализированных “чистых” (pure) игроков в сочетании с развитием собственных технологий.
При этом принципиальным моментом является то, что данный сегмент изменяется не только в плане смены названий действующих лиц. Гораздо важнее довольно радикальная коррекция его содержательной части (круга решаемых задач, используемых технологических подходов и т. д.). Дело в том, что мегавендоры выходят на новые для них ИТ-сегменты не просто для расширения своей деятельности и получения дополнительных доходов, а в первую очередь для решения общих стратегических задач развития и поддержки своего традиционного бизнеса. Они начинают действовать здесь совсем иначе, чем те, кто в свое время создавал его, и пытаются трансформировать данный рынок в соответствии со своими глобальными интересами.
Надо отметить и такой момент. Для “чистых” игроков основной бизнес связан именно с данным сегментом, и потому они обычно работают на нем в рамках довольно похожих стратегий. У мегаигроков главные цели связаны с другими сферами, и всякий из них имеет свою специфическую базовую стратегию. В результате каждый платформенный поставщик, выйдя на новый рынок, начинает “тянуть одеяло на себя”, пытаясь установить собственные правила, вследствие чего целостность автономного сегмента ПО постепенно разрушается.
2003—2006 гг. — радикальная реструктуризация рынка ECM
Один из наиболее характерных примеров такой ИТ-глобализации — сфера средств управления корпоративным контентом (Enterprise Content Management, ECM), на которой состав участников и расстановка сил коренным образом поменялась за несколько последних лет.
Собственно начальный этап формирования этого рынка, когда на нем работали практически только “чистые” поставщики, закончился в начале текущего десятилетия. Группа лидеров тогда выглядела примерно так: Documentum, Hummingbird, FileNet, Open Text. Отметим, что почти все они вышли на ведущие позиции во многом благодаря процессу специализированной консолидации — путем поглощения конкурентов.
Старт глобальной реструктуризации этого рынка положило приобретение в 2003 г. корпорацией EMC одного из ведущих специализированных игроков — компании Documentum, что по времени совсем не случайно совпало с началом активного продвижения в ECM-направлении Microsoft со второй версией своего продукта SharePoint Server. Тогда же заметно повысился интерес к этому рынку со стороны IBM и Oracle.
В результате, как это было отмечено еще в исследовании компании Forrester по итогам 2005 г., участники ECM-рынка разделились на два противоположных лагеря: мегавендоры (EMC, IBM, Microsoft, Oracle) и “чистые” игроки (Open Text, FileNet, Hummingbird и др.). Принципиально важно, что лидирующая роль (причем не по объемам продаж, а в плане концептуального развития рынка) уже принадлежала новичкам — поставщикам платформ.
Финальный аккорд в этом процессе глобальной консолидации прозвучал во второй половине 2006 г. в виде сразу трех покупок IBM + FileNet, Open Text + Hummingbird и Oracle + Stellent (рис. 1). В результате этих сделок, а также развития внутренних разработок сформировалась новая структура его участников с такой группой лидеров: EMC, IBM, Microsoft, Open Text и Oracle. Нетрудно заметить, что в этом списке остался только один “чистый” игрок — Open Text, остальные — это мегавендоры, каждый из которых имеет собственные базовые цели и соответственно стратегии их достижения.
Такая чехарда в области ECM сильно усложняла проведение анализа ситуации на нем, в том числе во временнóм разрезе. Фактически устоявшиеся результаты преобразования ECM-рынка были зафиксированы лишь в исследовательских работах, опубликованных в 2007 г., в частности в документе Gartner под названием “Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2007” (см. PC Week/RE, № 45/2007). В начале нынешней осени эта же компания представила очередной аналогичный отчет по состоянию на сентябрь 2008-го. Учитывая то, что в последние два года идет “ламинарный” этап развития рынка, данные этих двух отчетов представляют особый интерес для проведения сравнительного анализа годовой динамики.
Отметим, что, хотя активная фаза слияний-поглощений в стане вендоров уже закончилась, процесс формирования комплекса предложений с их стороны еще не завершился. Это нужно иметь в виду специалистам по ИТ-планированию и ИТ-архитекторам, особенно при выборе поставщиков технологий, ведь в результате оптимизации состава продуктового портфеля поставщиков может, например, быть прекращено развитие тех или иных технологических линий.
Изменения за год: с сентября по сентябрь
По оценкам Gartner, приведенным в отчете “Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2008”, объем рынка ECM в 2007 г. составил 2,9 млрд. долл., что включает стоимость проданных новых лицензий и доходы от технической поддержки ранее проданного ПО (т. е. не считая проектных услуг). Здесь нужно отметить два момента.
1. Именно эта сумма называлась в предыдущем отчете, но как прогнозная величина на 2007 г. Получается, что прогноз сбылся, но сейчас эксперты Gartner оценок на 2008 г. не приводят. Говорится лишь, что на ближайшие пять лет ожидается среднегодовой рост в 12,2% (год назад приводилась цифра 12,9%).
2. Еще несколько лет назад другие исследователи — IDC и Forrester — оценивали объем ECM-рынка по итогам 2005 г. в 3,0--3,2 млрд. долл. и прогнозировали его рост в 2008-м до 4 млрд. Нам представляются такие расхождения в денежных показателях не принципиальными. Они могут определяться, например, некоторыми различиями в трактовке понятия ECM (см. врезку). Гораздо интереснее в подобных исследованиях анализ тенденций развития рынка и динамики изменения соотношения сил на нем.
Главный результат исследования Gartner, как обычно, представлен ее традиционным магическим квадрантом. При этом в преамбуле отчета подчеркивается, что это “моментальная фотография” рынка без анализа динамики его развития во времени. Более того, Gartner предостерегает читателей от сравнения положения вендоров на нынешнем квадранте с прошлогодним графиком, говоря об изменении структуры рынка и критериев оценок. Однако нам кажется, что такое сравнение будет все же очень полезным (рис. 2), тем более что, на наш взгляд, как раз за последние полтора года никаких особых потрясений на этом рынке не было, да и каких-то изменений в методике исследования Gartner (она приведена в отчете) обнаружить не удалось.
Итак, сравнивая изменения в положении участников ECM-рынка, можно сделать главный вывод: отрыв лидеров от остальной группы увеличился. Это, в частности, видно на примере группы “провидцев” — она уменьшилась. Причем одному из ее членов — Microsoft — удалось сделать рывок и войти в команду лидеров, а вот Xerox переместилась в сторону нишевых игроков.
Второе наблюдение: большинство компаний несколько сдали свои позиции по критерию “завершенность видения”, которая характеризует потенциал развития (в том числе наличие четкой стратегии) в данном направлении. На первое место тут вышла Microsoft. Что же касается оси “способность к реализации”, то по ней вся лидирующая группа примерно одинаково переместилась немного вверх.
И наконец, появился новый перспективный игрок — корпорация HP. О возможности активизации этой компании на рынке ECM эксперты говорили еще полтора года назад, при этом часто звучало предположение, что она может сделать резкий рывок, купив, например, Open Text. Но HP решила, что двигаться в этом направлении нужно более осторожными шагами и приобрела австралийскую компанию Tower Software, которая специализировалась на обработке интегрированных документов и управлении записями.
А вот другой звучавший тогда же прогноз — относительно возможного усиления позиций SAP (в том числе за счет поглощения Open Text, с которой ее связывает давнишнее сотрудничество) — пока не оправдался, хотя такой вариант событий остается вполне возможным. В то же время не стоит, наверное, сбрасывать со счетов и выход на рынок управления корпоративным контентом такого активного игрока, формирующего собственную информационную инфраструктурную платформу, как Symantec.
Gartner: основные тенденции
ECM становится частью общей ИТ-инфраструктуры предприятия. Следствием этого является выход на данный рынок крупных мегавендоров корпоративных инфраструктурных решений, таких как IBM, Microsoft и Oracle. При этом почти все ведущие ECM-поставщики соревнуются в основном в сегменте high end и только Microsoft работает преимущественно в нижнем ценовом диапазоне предложений. В целом сегодня на рынке есть только четыре-пять вендоров (Garnter не уточняет названия компаний), доход которых на рынке ECM превышает 100 млн. долл., они имеют в своем арсенале весь набор базового функционала и способны решать задачи управления контентом в глобальных проектах масштаба предприятия.
Выход на первые роли инфраструктурных поставщиков привел к тому, что состав предложений на ECM-рынке в существенной мере нивелируется, а стратегия их развития становится более реактивной, а не проактивной. В то же время сегодня в состав ECM-решений входит поддержка не только работы с хранилищами информации, но и в целом групповой работы в ходе реализации бизнес-процессов.
Лидером по объемам продаж в сегменте ECM является IBM — ей принадлежит четвертая часть рынка. А на ведущее трио EMC, IBM и Open Text в сумме приходится 54%. По темпам развития впереди IBM, Microsoft и Oracle, которые продемонстрировали в 2007-м двукратные показатели роста по сравнению с предыдущим годом. Правда, Редмонду удалось это сделать без покупки других компаний. “Чистые” игроки и компании, специализирующиеся на отдельных ECM-направлениях (например, Xerox), явно отстают от лидирующей группы и ориентируются сейчас лишь на средний рынок, предлагая тем контенториентированные вертикальные предложения (content-enabled vertical application, CEVA).
Gartner обращает внимание на то, что при выборе ECM-поставщика заказчикам нужно понимать специфику его бизнес-стратегии, ее сильных и слабых сторон. До недавнего времени задачи ECM были логически и технологически отделены от управления корпоративной информацией (enterprise information management, EIM). Но выход на первые позиции ведущих поставщиков баз данных (IBM, Microsoft и Oracle) практически привел к объединению миров ECM и EIM (enterprise information management, управление корпоративной информацией). Эти компании имеют полный набор функциональных компонентов, таких как СУБД, управление доступом к информации, бизнес-аналитика (BI), инструменты анализа и отчетности. Все это можно использовать при работе как со структурированными, так и с неструктурированными данными. В то же время такие универсальные средства часто уступают по своим возможностям продуктам специализированных разработчиков. Кроме того, большинство компаний работают в гетерогенных средах от разных поставщиков. С этой точки зрения свои преимущества имеет Open Text, продукты которой интегрированы с решениями SAP, Microsoft и Oracle.
Растущая роль SharePoint
Одной из движущих сил развития всего ECM-рынка в последние полтора года является Microsoft со своими продуктами Windows SharePoint Services (WSS) и Microsoft Office SharePoint Server (MOSS) 2007. Согласно глобальному исследованию Gartner, 57% респондентов уже внедрили WSS и 38% используют MOSS 2007, еще 28% планируют начать работу с MOSS в течение ближайших двух лет. SharePoint постепенно превращается в инфраструктурную платформу, которая, по мнению Gartner, в течение ближайших лет станет ведущей на рынке для развертывания приложений уровня подразделений и рабочих групп.
По сути, именно Microsoft инициировала процесс формирования предложений уровня базовых контент-сервисов (basic content services, BCS), начав несколько лет назад продвижение своего комплекса WSS. Фактически Редмонд предложил на ECM-рынке новые правила игры, которым вынуждены следовать теперь многие его участники. Однако действия Microsoft были позитивны для рынка в целом. Это позволило резко расширить его рамки за счет новых предметных областей и категорий заказчиков, от чего выиграли и другие поставщики. В частности, нужно отметить, что внедрение SharePoint обычно является дополнением, а не заменой существующих ECM-систем. Важно и то, что продвижением SharePoint занимаются не только партнеры Microsoft, но и ее прямые конкуренты, такие как Open Text.
Анализируя весь спектр продуктовых приложений на рынке и принципов работы на нем разных поставщиков, Gartner приходит к выводу, что на ближайшие три-пять лет лучшим вариантом стратегии для корпоративных заказчиков является комплексное использование WSS или MOSS для массовых внедрений, а также ECM-наборов для автоматизации контенториентированных процессов высокого уровня и специализированных инструментов (от “чистых” игроков) для работы с Web-контентом. И все это — в сочетании с приложениями Microsoft Office на клиентских местах.
Технологические тренды
Широкий круг задач ECM можно условно разделить на две части: 1) создание контента и его использование в текущих деловых процессах, 2) поддержка информационных архивов. Вторая группа включает вопросы хранения, архивирования, поиска, а также соответствия нормативным требованиям (Compliance). Актуальность этих проблем постоянно возрастает в условиях продолжающегося драматического роста объемов информации, ужесточения законодательства и необходимости эффективного использования заказчиками хранимых сведений. Традиционно задачи управления архивами лежат в фокусе интересов EMC, IBM и Oracle. Судя по всему, к этой команде может подключиться и HP. Так или иначе, но исследования Gartner показывают, что вопросы хранения информации и соответствия нормативным требованиям входят в круг приоритетных задач на уровне CEO/CIO.
Идеальный вариант ECM-решения для заказчика — использование единой платформы и одной базы данных. Но реализовать это в жизни практически невозможно. Так, последнее исследование Gartner показывает, что 69% компаний имеет более шести разных информационных репозиториев. Практика однозначно свидетельствует о том, что организациям нужно применять федеративные модели управления репозиториями, включая решение вопросов доступа пользователей и поиска информации.
Распределенная структура ECM-систем сегодня иначе обозначает и проблемы интеграции разных ее частей. К настоящему времени уже были разработаны отраслевые стандарты, такие как Open Document Management API (ODMA), Java Specification Request (JSR) и Web Distributed Authoring & Versioning (WebDAV), однако они уже не удовлетворяют современным требованиям компаний, в частности, из-за того, что ориентированы на создание схем взаимодействия “точка -- точка”. Для реализации современных подходов на основе концепции сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) предназначен новый протокол Content Management Interoperability Services (CMIS), разработанный совместно компаниями EMC, IBM и Microsoft (см. PC Week/RE, № 36/2008).
По своей сути задачи управления контентом изначально связаны с необходимостью упорядочения работы с документами и выстраивания четких бизнес-процессов. Однако такая направленность входит в противоречие с современной тенденцией широкого использования моделей социальных сетей во внутрикорпоративной деятельности. Все ECM-поставщики понимают необходимость реализации интегрированного подхода, и потому сейчас поддержка Web 2.0 и мобильных технологий становится незаменимым элементом ECM.
На сегодняшний день на рынке ECM доминирует модель применения коммерческого ПО для создания корпоративных решений. Тем не менее Gartner отмечает растущий интерес заказчиков к использованию альтернативных схем, таких как SaaS (софт как сервис), онлайновые сервисы и Open Source. По ее оценкам, они уже занимают 5% на рынке, в то время как год назад говорилось о 2—3%. Пока такие предложения применяются только на уровне небольших организаций, но и крупные предприятия уже начинают рассматривать возможность работы с ними. Продвижению идей SaaS во многом способствует активность Google, что вынуждает и поставщиков традиционных продуктов — IBM, Microsoft, EMC —развивать это направление. В свою очередь, популярности Open Source способствует поддержка данной концепции со стороны таких серьезных игроков, как Adobe, IBM и EMC.
Формулировка Gartner — что такое ECM
Gartner определяет EMC как “зонтичное” понятие, объединяющее методики и технологии, предназначенные для решения критически важных для заказчиков ИТ-задач, связанных с управлением документами и другой неструктурированной информацией. В настоящее время ECM-технологии направлены на поддержку самых разных типов и форматов контента (в том числе фотографий, XML-компонентов, видеоклипов и сообщений электронной почты) на протяжении всего его жизненного цикла. В последние годы многие ECM-пакеты включают совместно работающие приложения, которые могут продаваться и использоваться отдельно. Gartner выделяет по своему целевому назначению следующие ключевые компоненты ПО ECM:
- управление документами (Document Management, DM) — регистрация, контроль версий, обеспечение безопасности и библиотечные службы для деловых документов;
- работа с образами документов (Document Imaging, DI) — полный цикл работы с бумажными документами, включая их преобразование в электронный вид и оцифровку;
- управление записями (Records Management, RM) — долгосрочное архивирование и автоматизация сохранения документов в соответствии с нормативными требованиями;
- управление потоками работ (Workflow) — поддержка бизнес-процессов и маршрутизация контента в соответствии с рабочими заданиями и состояниями;
- управление Web-контентом (Web Content Management, WCM) — автоматизация функций Web-мастера, а также управление динамическим контентом и взаимодействием с пользователем;
- документориентированная групповая работа (Document-Centric Collaboration) — коллективная работа с документами и поддержка проектных команд.
Сейчас многие вендоры, формируя свои продуктовые линейки, фокусируются на создании процессно-ориентированных приложений на основе базовых контент-сервисов (basic content services, BCS). Говоря об отличительных особенностях BCS-продуктов, Gartner в качестве ключевого количественного показателя выделяет его цену: стоимость лицензии на одного пользователя при больших корпоративных поставках должна быть менее 100 долл. При этом функциональность такого ПО ограничена как по спектру, так и по мощности предоставляемых средств. Подразумевается, что BCS — это некий минимальный набор возможностей, имеющихся в базовых ECM-пакетах всех ведущих поставщиков. Масштабируемость BCS подразумевает в том числе и то, что при большом числе пользователей объектом управления может быть относительно малое количество документов. Важный момент — BCS требуют минимальных усилий по установке и конфигурированию со стороны профессиональных ИТ-служб. И наконец, BCS, как правило, включают средства взаимодействия с офисными и деловыми приложениями, что обеспечивает их простую интеграцию в различные бизнес-процессы.