В начале нынешнего года компания Dassault Systemes (DS) представила концепцию управления жизненным циклом изделия, которую она назвала PLM 2.0, а для ее реализации выпустила V6 — новую версию интегрированной платформы для разработки, визуализации, инженерного анализа, технологической подготовки и поддержки производства продукции. Это значительное событие в жизни DS и ее пользователей, поскольку предыдущая версия V5 вышла десять лет назад.
Достоинства новинки стали главной темой для обсуждения на ежегодной конференции PLM Forum Russia, собравшей более 500 представителей промышленных предприятий.
Что такое PLM 2.0
Когда DS выдвинула концепцию PLM 2.0, представленная информация носила весьма общий характер. Теперь появились дополнительные подробности. “PLM 2.0 — это онлайновая среда со средствами 3D-визуализации и обмена 3D-данными через Интернет”, — сказал Лоран Куйяр, директор DS по развитию канала продаж в Северной Европе. Объясняя причины востребованности такой среды, он выделил четыре особенности, присущих современной экономике: потребность в виртуализации (представлении изделий в виртуальном виде, максимально приближенном к реальности), популярность сетевых сообществ, глобализация/аутсорсинг и необходимость обмена проектными данными с сохранением интеллектуальной собственности.
По его словам, PLM 2.0 позволяет воспользоваться этими особенностями и при этом охватить все этапы создания изделия: промышленный дизайн, разработку, техподготовку, производство, проверку качества, аутсорсинговые операции, сбыт и маркетинг, эксплуатацию, взаимодействие с потребителями.
V6 — что нового?
Но одно дело сформулировать концепцию, а совсем другое — воплотить ее в жизнь. Для реализации PLM 2.0 компания DS предлагает V6 — новую версию своей платформы, включающей системы CATIA, ENOVIA, SIMULIA, DELMIA и 3DVia. Но все эти инструменты, кроме 3DVia, входят и в нынешнюю версию V5. В чем же изюминка V6?
Главное — принципиально новый пользовательский 3D-интерфейс, охватывающий все входящие в V6 системы, который основан на технологии визуализации 3Dlive. С его помощью участники перечисленных выше этапов создания изделия могут получить доступ ко всей информации, подготовленной на протяжении жизненного цикла, причем в трехмерном виде. Визуально это выглядит как круглый поворотный стол, на который “выложены” все детали продукта или сборки (см. рисунок).
Главное преимущество данного интерфейса — возможность доступа к контекстной информации, необходимой для просмотра, анализа, поиска, коллективной работы, чатов. В DS считают, что такой подход позволит эффективно использовать данные об изделии даже тем людям, которые не имеют специальной технической подготовки. Это важно для более тесного взаимодействия с потребителями и учета их запросов. Лоран Куйяр привел такой пример: “Покупатель автомобиля сможет задавать технические характеристики своей машины и передавать их прямо на завод”.
Еще одно существенное отличие V6 от предшествующих версий заключается в том, что доступ ко всей информации об изделии предоставляется теперь в онлайновой среде. Например, конструктор может редактировать модель, записанную на корпоративном сервере, прямо из дома с помощью ПК с установленной системой CATIA и к тому же работать не в одиночку, а параллельно с коллегами. Технологически это реализовано за счет использования единой базы данных для хранения сборок и проектов, которой управляет ENOVIA (раньше для этого служила метафайловая система).
Обычно для создания изделий используются приложения разных поставщиков. Для интеграции этих приложений с платформой V6 предусмотрены средства, позволяющие создавать интеграционные модули Adaplet, подготовкой которых занимается сама DS и независимые разработчики. В частности, с помощью таких модулей можно на платформе V6 работать с проектами, созданными в версиях V5 и V4 и тем самым сохранить наработанные данные.
Существенные изменения затронули систему для управления инженерными данными (PDM). Следует отметить, что раньше DS предлагала несколько PDM-продуктов: ENOVIA, VPLM, SmarTeam и MatrixOne. Так сложилось исторически после поглощения ряда компаний. Но это разнообразие путало заказчиков, и теперь DS решила объединить под общим брендом ENOVIA все эти инструменты. В результате ENOVIA V6 позиционируется как система и для крупных (как раньше), и для средних предприятий (прежде на этот сегмент была ориентирована SmarTeam).
Как известно, внедрить технологию PLM нелегко. Чтобы облегчить заказчикам эту задачу, поставщики выпускают специализированные решения, учитывающие требования отдельных отраслей. В V6 такой подход реализован за счет включения в состав платформы заранее настроенных бизнес-процессов, основанных на передовом опыте предприятий разных отраслей. Созданием этих решений, которые DS называет Industry Accelerator, занимается сама компания и независимые разработчики. Уже подготовлено более десятка таких настроек, и предполагается, что их число будет расти.
О предыдущих версиях и миграции
При появлении новой версии ПО зачастую возникает проблема перехода. Этот вопрос особенно актуален для DS, потому что в прошлый раз, после выпуска V5, заказчики столкнулись с серьезными трудностями при миграции с V4. Но теперь, утверждают представители компании, таких осложнений не будет.
Как объяснил Лоран Куйяр, во-первых, механизм геометрического моделирования, лежащий в основе САПР CATIA, изменился мало, что облегчает перенос данных. Во-вторых, те операции, которые наиболее часто применяют конструкторы, сохранили почти полную общность по пользовательскому интерфейсу и функциональности с решениями на платформе V5. К тому же заказчикам вовсе не обязательно сразу переходить на V6, так как они могут одновременно использовать версию V5 и даже V4. Таким образом, переход с предыдущей версии CATIA на новую будет эволюционным.
А с PDM-системой дело обстоит не так просто. Ведь, по словам Лорана Куйяра, главные изменения коснулись не столько проектирования, сколько подхода к организации работы. Поэтому DS предусмотрела для пользователей ENOVIA, SmarTeam и MatrixOne специальные пути миграции на V6.
Но что будет с V5 и V4? “Мы планируем прекратить поддержку V4 в ближайшие месяцы, потому что большинство заказчиков уже перешли на V5”, — сообщил Лоран Куйяр. Что касается V5, то ей предстоит долгая жизнь. DS подтвердила это, выпустив в конце сентября очередной релиз V5 R19. “Наряду с V6 мы еще много лет будем продолжать развитие V5”, — пообещал г-н Куйяр.
Российские реалии
Со следующего года российский офис DS начнет продвижение V6 в нашей стране. Но будет ли востребована эта версия, пригодится ли PLM 2.0 российским заказчикам, из которых мало кто внедрил технологию PLM?
Партнеры DS и участники конференции считают, что спрос будет. Эту уверенность поддерживает в них сотрудничество отечественных производителей с зарубежными коллегами. “Предприятия, работающие в кооперации с западными компаниями, будут вынуждены перейти на V6, — полагает Павел Голдовский, руководитель направления САПР компании “Гетнет Консалтинг”. С ним согласен Сергей Курсаков, генеральный директор фирмы “Тесис”, который отметил расширение участия наших предприятий в международном разделении труда: “Многие зарубежные компании размещают заказы на производство в России. Я знаю о некоторых наших предприятиях, которые работают на V5 и хотят взять на тестирование V6, чтобы ознакомиться с этой версией более подробно”.
Это мнение разделяет и Владимир Малюх, директор компании ЛЕДАС по PLM, который в качестве главного довода в пользу V6 привел рост конкуренции в промышленности: “Те компании, которые, преодолев технологические и финансовые препятствия, внедрят V6, имеют шанс повысить свой технологический уровень в области проектирования и производства, а также укрепить конкурентоспособность”.
Правда, некоторые участники конференции считают переход на V6 делом будущего. “Я думаю, что эта версия будет востребована, но несколько позже, а сегодня актуальна V5, — полагает Максим Макарушин, заместитель директора по техподготовке и ИТ группы компаний “Тяжмаш”. — На мой взгляд, V6 — это направление, в котором нужно двигаться, но не стоит сейчас все бросать и срочно внедрять эту платформу. Однако интеграторам уже следует начать с ней знакомиться. Например, у нас создана группа по освоению V6”.
Важным стимулом для перехода станет расширение функционала. “В V6 появились встроенные функции для работы с заказчиками и поставщиками, которых не было в V5”, — сказал Павел Голдовский. А Владимир Малюх привел еще пару примеров: “Существенным новшеством в V6 стала возможность создавать несколько представлений одной и той же детали. Например, можно в качестве одного элемента хранить в базе данных пружину в сжатом и расслабленном положении. В предыдущей версии приходилось создавать копии. Кроме того, теперь, по-моему, впервые в практике САПР два инженера могут параллельно вносить изменения в проект в интерактивном режиме”.
Однако на пути к PLM, не говоря уж о PLM 2.0, еще остается немало препятствий, главное из которых -- недостаточное внимание к этой технологии со стороны руководства предприятий. “У нас основным тормозом к внедрению PLM является не отсутствие денег, а непонимание, зачем это нужно”, — считает Алексей Липис, генеральный директор компании “Мебиус”.
С ними согласен Владимир Малюх: “Зачастую у заказчиков не хватает технической подготовки, причем не у инженеров среднего звена, а у высших руководителей. Но ведь когда они были студентами, PLM-систем вообще не было. Поэтому они принимают решение о внедрении той или иной системы в лучшем случае на основе цены, иногда наобум, а бывает, по аналогии с зарубежными конкурентами”.
Тем не менее все сходятся на том, что с развитием отечественной промышленности и началом модернизации производства у предприятий должно повыситься понимание необходимости PLM и появиться готовность к внедрению этой технологии.