С того момента, как я впервые услышал о WiMAX, прошло более пяти лет — уже тогда апологеты этого беспроводного стандарта передачи информации с блеском в глазах рассказывали о его скорости, дальнобойности базовый станций и невероятном количестве сервисов, которые могут быть основаны на этом протоколе передаче данных. В свое время я познакомился с широким спектром оборудования для WiMAX, отдельные “железки” даже удалось посмотреть очень внимательно. На бесконечных WiMAX-форумах докладчики с завидным упорством твердили: “Уже пришло время беспроводного ШПД в регионах”. Как оказалось — напрасно. И тогда и сейчас в перспективность этого направления остается только верить — с осторожным оптимизмом.
Судите сами: если почитать последний отчет аналитической компании J’son & Partners о рынке WiMAX в России, то выводы напрашиваются сами собой — это нишевая технология с ограниченным потенциалом. Знаете, как осторожно аналитики называют основную тенденцию на рынке беспроводного широкополосного доступа в 2007 г. и начале 2008-го? Оказывается, это “его подготовка к появлению WiMAX-сетей с оказанием мобильных услуг для большого количества пользователей”. Если посмотреть на рынок внимательно, то можно заметить, что этот вялый процесс подготовки длится как минимум последнюю пятилетку, причем без особенного успеха. Правда, за это время в России появилось значительное число пилотных проектов, но это говорит только о том, что у производителей оборудования всегда находится пара базовых станций и с десяток тестовых терминалов, которые они могут инсталлировать практически в любом регионе, где местные операторы связи хотят произвести хорошее впечатление на органы исполнительной власти или подготовить почву для именования себя “технологическим лидером”.
Да и ни о каком “незаметном переходе к мобильному WiMAX” говорить не приходится. Как минимум, это заметно на оборудовании. Фиксированный WiMAX — это здоровый абонентский модем, аналогичный “кирпичу” ADSL-модема. Для мобильного WiMAX — это портативный USB-донгл, но в этом случае для покрытия города необходимо как минимум пара тысяч базовых станций. Да и бизнес-модель использования этих технологий различна. Кроме того, говорить о каком-либо фрагментарном покрытии города “за пределами зданий — на улице, в транспорте”, как это продолжают делать некоторые операторы связи, значит четко и ясно дать понять, что массового применения этой технологии нет. Да и остается значительная проблема с частотными присвоениями — ни у одного оператора связи (неудавшийся проект “Суммы Телеком” в расчет не берем) нет общероссийского присвоения на всю территорию страны — поэтому основные проекты WiMAX были и будут сосредоточены только в Москве, Петербурге и других крупных городах, имеющих высокую плотность населения.
Если посмотреть на формирование рынка, то тот же рынок фиксированного WiMAX, как пишут аналитики J’son & Partners, держится за счет всего лишь нескольких сегментов. Это, к примеру, корпоративные абоненты, расположенные в крупных городах и городах-миллионниках и имеющие сложности с подключением к проводному Интернету. Что и говорить — весьма интересные клиенты для большинства операторов. Но получить “беспроводку” по WiMAX они могут далеко не везде —в столице нет ни одного оператора, который может гарантировать сигнал в любом деловом центре даже в пределах третьего транспортного кольца. Только если “установить модем на крыше господствующего здания в прямой видимости от нашей БС”, как ответили мне в клиентской службе одного оператора связи.
Второй сегмент — корпоративные абоненты, расположенные в небольших городах и не охваченные проводным Интернетом в силу низкого уровня интернет-проникновения и высоких тарифов на широкополосный доступ. Но и здесь их круг крайне узок— на такое подключение могут рассчитывать только компании в Московской и Ленинградской областях. К примеру, особенных успехов в программах типа “Региональные мини-сети WiMAX” от оператора “Синтерра” пока не отмечено (полный пакет решения обходится партнеру в 920 тыс. руб.): несколько производителей оборудования, участвующих в проекте, примерно полтора года обещают мне показать коммерческие сети, но все эти сети до сих пор находятся в тестовой эксплуатации. Возможно, интересен WiMAX определенной части домохозяйств со средним и высоким уровнем доходов, не имеющих проводного Интернета в силу удаленности (коттеджные поселки), но здесь с аналитиками из J’son & Partners согласиться трудно: скорее владелец коттеджа может поставить себе VSAT или использовать вполне скоростной доступ от “Скай Линка”.
Это подтверждают и цифры — на конец этого года, по оценкам J’son & Partners, в России будет всего 40 000 (!) абонентов этого типа подключения при объеме всего рынка в 38 млн. долл. Пока что более 50% доходов приходится на Приволжский, Сибирский и Центральный (без Москвы) Федеральные округа. Порядка 25% доходов от услуг фиксированного WiMAX — совокупная доля Москвы и Санкт-Петербурга и 20% доходов приносят другие ФО. При этом, хотя 67% абонентской базы фиксированного WiMAX приходятся на регионы, основные деньги все-таки сосредоточены в мегаполисах. Использование WIMAX для подключения школ в рамках Национального проекта “Образование”, подключение объектов сбора телеметрической информации, создание ведомственных и корпоративных сетей и т. д. — только “куски” более глобальных проектов, где WiMAX — лишь одна из множества конкурирующих (в основном — проводных) технологий передачи информации.
Самое интересное, что уникальные услуги на базе WiMAX сегодня предоставить пока не удается ни одному оператору, поэтому нет и стимула переходить на эту беспроводную технологию для абонентов. В целом данная технология может только дополнять существующие виды доступа в Интернет в крайне ограниченном числе ситуаций. Кроме того, очень странно, но ни один из операторов связи пока не продемонстрировал своего желания продвигать на рынок ноутбуки со встроенным или внешним адаптером WiMAX для корпоративных клиентов — той потенциальной аудитории пользователей, которые и могут вывести эту аудиторию из статуса нишевой в более-менее популярную.
Возможно, наибольшие перспективы имеет мобильная версия WiMAX — но не как альтернатива сотовым сетям 3G, а как хороший и пока незагруженный канал для передачи данных для владельцев мобильных ПК. Причем только в нескольких крупных мегаполисах страны — для начала в Москве и Санкт-Петербурге.